|
|
N°194, 22 октября 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
ЛУКОЙЛ изучает Китай
Вагит Алекперов рассматривает возможность занять место ЮКОСа на восточном направлении
Похоже, нашелся альтернативный ЮКОСу поставщик нефти в Китай. ЛУКОЙЛ, который еще месяц назад заявлял о своем категорическом отказе экспортировать в эту страну нефть по железной дороге из-за слишком высоких тарифов, теперь готов пересмотреть свое решение. Вчера глава РЖД Геннадий Фадеев заявил, что в ближайшее время железнодорожники согласуют с компанией Вагита Алекперова тарифы и объемы поставок сырья в Китай. После этого представитель ЛУКОЙЛа сказал газете "Время новостей": "Да, в связи с изменениями конъюнктуры рынка в Европе мы изучаем такую возможность (поставок нефти в Китай. -- Ред.)". В компании пояснили, что сейчас дисконт на высокосернистую российскую нефть Urals составляет приблизительно 7--10 долл. за баррель от цены нефти Brent, которая торгуется на Лондонской бирже. Поэтому в такой ситуации компания ищет альтернативный рынок. "Общие потери нефтяной отрасли от того, что практически вся российская нефть идет в Европу, составляют более 5 млрд долл. в год, в том числе потери бюджета -- 2 млрд долл. в год", -- считают в ЛУКОЙЛе. При этом в компании заявляют, что пока никаких соглашений с Китаем не подписано. Но г-н Фадеев вчера даже заявил, что при увеличении объема перевозок сырья готов снизить тариф на транспортировку, и направил соответствующие предложения в Минэкономразвития.
По соглашению между странами поставки в Китай должны составить 6,3 млн тонн в этом году и к 2006 году вырасти до 15 млн тонн. А министр промышленности и энергетики Виктор Христенко в конце августа обещал китайской стороне, озабоченной делом ЮКОСа, бесперебойность поставок компании. Но в середине сентября, за несколько дней до начала визита китайского премьер-министра Вэнь Цзябао в Москву, ЮКОС объявил, что с 1 октября ограничивает поставки в адрес китайской CNPC из-за невозможности провести предэкспортные платежи (таможенную пошлину и услуги РЖД). Правда, вчера опальный холдинг возобновил отгрузку своего сырья.
Но после этого демарша ЮКОСа чиновники заговорили об альтернативном поставщике. И хотя г-н Христенко месяц назад заметил, что государство не собирается нести ответственность за действия частной компании, однако оговорился, что правительство готово стимулировать нефтяников для работы с Китаем. "Мы продолжим свои усилия по развитию транспортной инфраструктуры, по обеспечению железнодорожных мощностей и, если понадобится, примем дополнительные решения по стимулированию других компаний", -- отметил чиновник. А через несколько дней его заместитель Иван Матеров заявил: "Наши компании заместят поставки нефти ЮКОСа".
Правда, отечественные нефтяники смотрели на этот вопрос по-другому. Глава ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов заявлял, что рассматривает возможность сотрудничества с Китаем, но, по его словам, речь идет главным образом об использовании строящегося нефтепровода через Казахстан. А вице-президент холдинга Леонид Федун отметил, что железнодорожные перевозки компании невыгодны.
Теперь же ситуация на мировом рынке нефти, говорят в компании, изменилась, и ЛУКОЙЛ готов обсуждать поставки в Китай. Однако, как отмечают эксперты, у компании могут возникнуть трудности с такими поставками. Во-первых, по словам директора по развитию московского офиса нефтяного агентства Argus Михаила Перфилова, российская нефть, прокачиваемая по системе "Транснефти" из Западной Сибири в дальневосточном направлении, имеет относительно низкое содержание серы. Поэтому в Средиземноморье и на казахстанско-китайской границе баррель такого сырья стоит лишь на 3,5--4 доллара дешевле Brent. А во-вторых, нефть, экспортируемая в Китай из России, прокачивается по трубопроводу из Западной Сибири до двух пунктов налива в цистерны: один расположен на принадлежащем ЮКОСу Ангарском нефтехимическом комбинате, другой принадлежит "Транснефти" и расположен в поселке Мегет под Ангарском. Последний, по словам г-на Перфилова, "заполнен поставками на дальневосточные НПЗ России". А ЮКОС "вряд ли пустит конкурента на свою эстакаду в Ангарске", полагает он.
Поэтому как технически будет решаться вопрос поставок ЛУКОЙЛа в Китай, пока неизвестно. Впрочем, нельзя исключать, что они будут выгодны только в том случае, если РЖД действительно существенно снизит тарифы на перевозку нефти. Но этот вопрос, как указал г-н Фадеев, находится в сфере правительственных полномочий.
Денис РЕБРОВ