|
|
N°108, 22 июня 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Шойгу чрезвычайный
C северным завозом проблем быть не должно
Критика Владимира Путина, отчитавшего на днях главу Госстроя Анвара Шамузафарова за слишком медленную подготовку программы ликвидации последствий паводка в Якутии, не прошла для чиновника даром. Вчера Михаил Касьянов отстранил его от руководства комиссией по восстановлению пострадавших районов Якутии и пояснил: «Первый этап восстановительных работ в Якутии идет неудовлетворительно. Месяц потрачен, и если бы не действия правительства Якутии, там бы и подготовительные работы не проводились бы». Спасать ситуацию будет главный спасатель страны, глава МЧС Сергей Шойгу. Он вчера же распорядился создать четыре опергруппы из чиновников разных ведомств, которые будут работать в Иркутске, Ленске, Якутске и Москве. Сам министр проведет сегодня совещание восстановительной комиссии, а в воскресенье вылетит в Якутию.
Михаил Касьянов заявил на заседании кабинета, что в течение недели должен быть разработан график строительства жилья в пострадавших от паводка районах и доклады о ходе работ будут делаться еженедельно. Все восстановительные работы, подчеркнул премьер, должны быть закончены к 1 октября, когда в Якутии начинаются морозы. «С 1 октября люди должны жить в тепле», -- сказал глава кабинета. Однако даже если оказавшихся без крова людей обеспечат жильем, с теплом все-таки могут возникнуть проблемы. Вчера наряду с восстановлением Якутии правительство обсуждало вопрос о ходе финансирования северного завоза. В пояснительной записке Минэкономразвития, в частности, говорится: в результате якутского наводнения на 60% сокращены мощности по приемке топлива на Ленской нефтебазе и ограничена работа по перевалке в речном порту Осетрово в Иркутской области.
В целом с финансированием северного завоза, считает Михаил Касьянов, в этом году «проблем быть не должно». В этом году 22 субъекта федерации, имеющие «северный» статус и получающие субсидии из федерального фонда поддержки регионов для досрочного завоза грузов, должны быть обеспечены 1,22 млн тонн нефтепродуктов и 3,55 млн тонн угля. Глава кабинета подчеркнул, что финансовое обеспечение должно быть правильно использовано.
Кабинет вчера обсуждал только первую часть, финансовую. Минфин в этом году перечисляет субсидии регионам на северный завоз опережающими темпами. К 15 мая из общего фонда федеральных субсидий в 6,65 млрд рублей было перечислено уже 3,89 млрд (58,5%). Это на 23,5% больше, чем за тот же период прошлого года. Согласно отчету МЭРТ «практически полностью» получили финансирование шесть регионов: Республика Саха, Хабаровский край, Архангельская и Иркутская области, Эвенкийский и Чукотский автономные округа. МЭРТ смогло отследить и использование средств. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года в северные регионы завезено на 15,5% больше угля и на 31% -- нефтепродуктов. В то же время картина по разным регионам неравномерная. Так, по завозу нефтепродуктов отстает Коми (25,3% к аналогичному периоду прошлого года), по завозу угля -- Корякский автономный округ (48%), Амурская (59,3%) и Читинская (59,9%) области.
МЭРТ отмечает, что региональные власти рассчитывают на помощь центра, но неохотно используют собственные источники средств для северного завоза. Так, Алтай, Бурятия, Мурманская и Читинская области и Таймырский автономный округ, говорится в пояснительной записке министерства, «в недостаточной мере» привлекают средства региональных фондов, а Камчатская область не планирует этого делать вообще. Кроме того, правительство недовольно тем, что регионы закупают топливо не у производителей, а у посреднических организаций. В конечном счете, считает Минэкономразвития, такая практика может привести к чрезвычайным ситуациям и расходованию значительных средств на доставку топлива авиатранспортом. Системный же вывод, который сделало МЭРТ после изучения ситуации, состоит в том, что в России слишком много северных территорий. В решении правительства говорится, что Минфин, Минэнерго, Минприроды, Минтранс и МЭРТ должны к 1 августа представить предложения по приоритетным мерам поддержки северных регионов в вопросах развития собственной топливной базы с целью сокращения объемов завоза топлива извне.
Иван ГОРДЕЕВ