|
|
N°194, 22 октября 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Невыездная столица
Президенту Южной Кореи не дают распрощаться с Сеулом
Конституционный суд Южной Кореи, похоже, поставил крест на амбициозных планах президента страны Но Му Хена. Судьи объявили, что планы главы государства перенести столицу из десятимиллионного Сеула в провинцию Чхучхон-намдо не соответствуют конституции страны. А если президент так хочет увезти правительство в провинцию, то ему придется менять основной закон Кореи, что можно сделать лишь на всенародном референдуме.
Для Но Му Хена вывод столицы из Сеула является одной из любимых политических игрушек. По его мнению, мегаполис и так уже слишком перенаселен да к тому же оттягивает на себя слишком много финансовых потоков. Вдобавок Сеул находится в опасной близости от границы с КНДР, и в случае гипотетического военного конфликта с режимом Ким Чен Ира армия Северной Кореи могла бы без особого труда атаковать город. Кроме того, если бы столица переехала в провинцию, то район Чхучхон-намдо начал бы развиваться гораздо быстрее. К тому же в Корее появилась бы новая красивая столица, созданная с учетом всех современных градостроительных правил, образцовый город, которым страна с полным правом могла бы гордиться.
Однако оппозиция отказалась поддерживать президента. Особенно огорчался мэр Сеула Ли Мен Бак, которого перспектива потери столичного статуса по понятным причинам совершенно не радовала. Оппоненты Но Му Хена упрекали президента в бессмысленном растранжиривании государственных денег (расходы на строительство нового города могли достичь 40 млрд долл.) и пренебрежении традициями и историей Кореи -- ведь Сеул является столицей страны уже более шести веков. И когда Но Му Хен все же провел закон о вывозе столицы в Чхучхон-намдо через парламент, его противники подали запрос в конституционный суд. Теперь после удовлетворения этого иска президенту придется либо отказаться от своей инициативы, либо идти до конца и убеждать 48 млн корейцев принять его радикальную идею.
Вообще-то в мировой практике перенос столицы -- дело достаточно обычное. И великие державы, и небольшие государства время от времени -- по необходимости или просто так, на время или навсегда -- вывозят свое правительство в другой город. Более того, даже в консервативной Западной Европе не так-то просто найти страну, в которой в течение последних столетий столица не перемещалась по стране. Самым известным примером является, конечно, Германия, которая лишь несколько лет назад окончательно перевела все учреждения федеральной власти из Бонна в Берлин. Даже Франция в прошлом веке «перевозила» свою столицу из Парижа, правда не по своей инициативе. В 1940 году, когда гитлеровцы оккупировали Францию, марионеточное правительство коллаборационистов во главе с маршалом Петеном базировалось в небольшом городке Виши, который и исполнял формальную роль французской столицы. А сверхлиберальные Нидерланды со своей столицей до сих пор не определились окончательно: на эту роль претендуют и Амстердам, и Гаага, поскольку резиденции различных властных структур находятся в обоих городах.
Подчас столицы переезжают и не из-за войн, а «по доброй воле»: тот же российский пример временной откочевки столицы на берега Балтийского моря хорошо известен всем. Частенько для столичных функций попросту строят отдельный город. Так, например, в прошлом веке Бразилия основала на пустом месте в центре страны образцово-показательное поселение Бразилиа, куда и было переведено федеральное правительство. В Австралии тоже столичные функции передали не миллионным Сиднею или Мельбурну, а крошечной Канберре. Нечто подобное вскоре после объявления независимости от британской короны сделали и Соединенные Штаты Америки. Там, чтобы не давать ни одному из штатов преимуществ над остальными, столицу из Филадельфии переместили в маленькое местечко Вашингтон, который с тех пор сам по себе образует отдельный «субъект федерации». Наконец, совсем недавно амбициозный проект такого рода провел Казахстан: по приказу президента Назарбаева все ветви власти перебрались из приграничного города-миллионника Алма-Аты в Астану, ничем не примечательный областной центр в степной зоне.
Впрочем, бывают и неудачные попытки переноса. В конце 80-х годов прошлого века в Аргентине активно продвигалась идея переноса столицы «по-бразильски» -- из гигантского и перенаселенного Буэнос-Айреса в небольшой городок Вьедма, расположенный в Патагонии, на малоосвоенном побережье Атлантики. Мотивировалось это так: многомиллионный и процветающий Буэнос-Айрес и без правительства бы не пропал, а вот отсталая Патагония получила бы за счет столичных функций дополнительный стимул для экономического развития. Но эта инициатива так и не воплотилась в жизнь. Похоже, что и антисеульская инициатива Но Му Хена обречена остаться лишь громким прожектом.
Владимир ДЗАГУТО