|
|
N°108, 22 июня 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Думский подарок правительству
Приватизация теперь пойдет в обход парламента
Госдума вчера добровольно отказалась от существенной части полномочий, предоставляемых ей ныне действующим законом о приватизации государственного и муниципального имущества. В правительственном варианте нового закона, принятом вчера в первом чтении, предусмотрено: с момента его вступления в силу все решения относительно приватизации стратегических предприятий останутся за президентом. Предприятия, не входящие в перечень стратегических, отдадут на откуп правительству. А парламентарии смогут влиять лишь на приватизацию трех наиболее «денежных» естественных монополий -- «Газпрома», РАО «ЕЭС России» и МПС.
Эксперты, в том числе и правительственные, прогнозировали, что закон пройдет первое чтение с минимальным перевесом в 230--240 голосов, причем «за» выскажутся в основном правые и центристы, а коммунисты и аграрии попытаются его заблокировать. СПС и «Яблоко» накануне договорились поддержать правительство, которое, как они считали, при таком раскладе согласится на серьезные уступки.
Авторы двух альтернативных документов -- члены комитета по собственности Евгений Ищенко и Григорий Томчин -- рассчитывали перед вторым чтением доработать закон. Но правительство переиграло конкурентов -- оно пошло на уступки до, а не после первого чтения. В ходе консультаций первый замминистра имущественных отношений Александр Браверман предложил «трехступенчатую» схему раздела полномочий между исполнительной и законодательной властями. Ранее об этом говорили только представители прокремлевского "Единства", но не правительства.
«Артподготовка» перед обсуждением закона напоминала чем-то предвыборную кампанию. Г-н Браверман старался найти добрые слова для всех. Он утверждал, что Госдума при новой приватизационной схеме набирает политический вес. Аграрии, которых волнует судьба народных предприятий, получили от замминистра заверения, что правительство примет во внимание их нужды. "Народные депутаты" -- что приватизация не коснется объектов культуры. Левых убедили, что закон не будет распространен на землю, объекты госрезерва и зарубежную собственность. В результате фракции не стали голосовать консолидированно, и «за» высказались 266 депутатов. Положительную роль сыграла и встреча руководства фракции ОВР с Владимиром Путиным.
При таком раскладе рассчитывать на уступки СПС и «Яблоку» не приходится. Правые требовали прописать в законе возможность инициативы приватизации «снизу» -- по заявке от любого заинтересованного лица. Еще на днях источники в правительстве намекали газете «Время новостей», что это возможно. Вчера в Думе г-н Браверман твердо заявил, что предложение не обсуждается, поскольку «приватизация должна иметь плановый характер».
И уж совсем неприемлемым Минимущества считает предложение г-на Томчина продать все госпакеты предприятий, которые недотягивают до блокирующих. По каждому из них решение будет приниматься отдельно.
И все же правительство до последнего момента было не уверено в успехе. Александр Браверман и представитель президента Александр Котенков пришли в Думу с явно отрепетированным заранее шоу. Правительство тянуло до последнего и только вчера заслало в Госдуму положительные отзывы на альтернативные законопроекты. Но г-н Котенков отзывами не удовлетворился и потребовал снять оба проекта с рассмотрения на том основании, что на них нет «заключения правительства». Депутаты отказались.
У думцев была еще одна возможность «прокатить» закон, опираясь на отрицательное заключение главы Счетной палаты Сергея Степашина. Но на этот случай был заготовлен аудитор Счетной палаты Владислав Игнатов, который перед самым голосованием вдруг стал сбивчиво рассказывать, что г-н Степашин ошибается и закон экономически выгоден.
И он безусловно выгоден -- окружению президента и правительству. У них теперь совершенно развязаны руки по части приватизации. А депутатам достанутся «вершки» -- деньги от реформ трех монополий, которые (возможно) когда-нибудь начнутся.
Екатерина КАЦ