|
|
N°193, 21 октября 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Для настоящего «Коммерсанта» 320 миллионов не сумма
Альфа-банк отомстил журналистам за летний кризис доверия
Цена журналистского слова в России наконец-то четко обозначена, пусть даже не в твердой валюте, а в рублях. В качестве главного оценщика печатного слова решил выступить вчера Арбитражный суд Москвы, удовлетворивший иск Альфа-банка к газете «Коммерсант» и постановивший взыскать с одноименного издательского дома 320,5 млн. рублей в пользу обиженных и весьма дорожащих своей репутацией финансистов. Несмотря на то, что тяжба, наверняка, продлится еще несколько месяцев, поскольку владельцы и менеджеры «Коммерсанта» намерены оспорить вчерашний вердикт в высших судебных инстанциях, уже сегодня можно говорить о беспрецедентности этого процесса. До сих пор никто в России не оценивал свою деловую репутацию, якобы, пострадавшую от газетной статьи, так высоко, как владельцы Альфа- банка. Да и судьи до вчерашнего дня не решались наносить столь серьезные финансовые удары по экономике средств массовой информации. Тем более, в столь неоднозначной ситуации - ведь про проблемы с получением вкладов в Альфа-банке в жаркие июльские дни, которые многие жители столицы провели в очередях к банковской стойке, сообщили все столичные печатные и электронные СМИ.
Спровоцированная отзывом лицензий у нескольких столичных банков летняя паника вкладчиков в Москве, названная затем «кризисом доверия», затронула и Альфа-банк, активно привлекавший частные вклады. 6 июля Альфа-банк столкнулся с беспрецедентным потоком клиентов, в течение нескольких дней забравших со своих счетов около 250 млн. долларов. Эта цифра могла быть значительно больше, если бы банк не ввел 10-процентную комиссию за досрочное расторжение вкладов (с 1 ноября «Альфа» обещает начать возврат клиентам удержанных комиссионных). Однако, судя по всему, этой защитной меры было недостаточно, и для поддержания ликвидности акционерам пришлось срочно разместить на счетах банка более 800 млн долл.
Причиной же паники в Альфа-банке посчитали несдержанных на язык журналистов. В том числе и авторов статьи «Банковский кризис вышел на улицы», опубликованной в «Коммерсанте» 7 июля. В ней говорилось, что «серьезные проблемы открыто появились у двух крупных ритейловых банков - Альфа-банка и Гута-банка, и описывался ажиотаж вкладчиков около отделений «Альфы». На следующий день после выхода статьи у президента Альфа-банка Петра Авена была возможность ответить на публикацию на страницах того же самого «Коммерсанта». «Статья в «Коммерсанте» и ряде других бескорыстных изданий создала панику на рынке. Журналисты создали во многом проблему на ровном месте. Вот вы пишете, что часть вкладчиков Альфа-банка не смогла получить деньги по уже истекшим вкладам. Не было такого!» - заявил он в интервью газете. Однако такой ответ показался финансистам недостаточным, тем более, что они подозревали журналистов в работе «на заказ». «Некоторые публикации в «Коммерсанте» во многом спровоцировали кризис; частично, как нам кажется, это была работа с заинтересованностью», -- сказал вскоре после кризиса глава «Альфа-групп» Михаил Фридман, пообещав, что через суд потребует от газеты возместить причиненный банку прямой и репутационный ущерб.
В иске, который был подан а Арбитражный суд Альфа-Банком против ЗАО "Коммерсант", утверждается, что газета нарушила 51-ю статью закона «О средствах массовой информации», запрещающую «фальсификацию общественно значимых сведений, распространение слухов под видом достоверных сообщений». Размер же суммы исковых требований, по утверждениям руководителей этой кредитной организации, обоснован финансовыми потерями банка от якобы искусственно созданного «кризиса доверия». «Информация была искажена или намеренно подана в несоответствующем действительности виде. Мы посчитали те издержки, которые понесли в результате псевдо-кризиса, и включили их в сумму иска», - пояснил в беседе с корреспондентом «Времени новостей» член совета директоров Альфа-банка Александр Гафин.
Арбитражный суд столицы решился создать прецедент, обязав газету выплатить более 320 млн. рублей - сумму, которая в десятки раз превышает цифры, ранее фигурировавшие в исковых заявлениях против СМИ. До вчерашнего дня «рекордсменом» по конвертации порочащих его сведений в наличные считался другой банкир - совладелец Межпромбанка Сергеей Пугачев. Он пытался получить 30 млн рублей с известного политтехнолога Глеба Павловского, упомянувшего его в своей аналитической записке «О негативных последствиях «летнего наступления» оппозиционного курсу президента РФ меньшинства», цитировавшейся в сентябре 2003 года рядом изданий. И эти финансовые претензии были полностью удовлетворены Солнцевским районным судом Москвы. Правда, СМИ было предписано лишь напечатать опровержение, да и Мосгорсуд в феврале этого года «уценил» моральный вред банкира втрое, до 10 млн рублей.
Несмотря на то, что 320 млн. рублей не грозят банкротством издательскому дому «Коммерсант», оборот которого, по утверждению его генерального директора Андрея Васильева, в этом году может превысить 60 млн. долларов, руководители газеты вчера выглядели расстроенными. В беседе с корреспондентом «Времени новостей» г-н Васильев, завил, что такое решение суда было для него полной неожиданностью. «Нас обвиняют в том, что мы написали: 6 июля вокруг дверей «Альфа-Банка» стояли громадные очереди, многие банкоматы не работали, деньги быстро закончились, а многие отделения были закрыты. То есть за то, что мы просто описали реальные события, «Альфа-Банк» потребовал с нас 11 миллионов долларов, - говорит он. - И суд вдруг этот иск удовлетворил». В то же время руководитель «Коммерсанта» заявил, что ему «даже приятно» осознавать, что возглавляемую им газету владельцы банка выделили в ряду других изданий: «Значит, нас считают особо влиятельными». Это, к слову, подтвердил корреспонденту «Времени новостей» и член совета директоров «Альфа-банка» Александр Гафин. «Коммерсант» не один приложил к этому руку, Альфа-банк стал жертвой массированной заказной компании, одним из инструментов которой стал «Коммерсант». Однако «Коммерсант» -- одна из крупнейших газет, уважаемое издание», - заявил он.
Впрочем, у Андрея Васильева есть и другая версия назначения «Коммерсанта» «стрелочником» за банковский кризис доверия. «Может, все дело в нашем владельце? Наверное, в нашей стране не очень модно сейчас защищать собственность Бориса Березовского», - сказал он. Сам находящийся сейчас в Лондоне опальный олигарх тоже не исключает того, что борьба за деловую репутацию не была для «Альфа-Банка» главной целью при подаче иска. В беседе с корреспондентом «Времени новостей» Борис Березовский предположил, что банкиры, подавая в суд на газету, рассчитывал на одобрение своих действий со стороны власти. «Кремлю не нравится свободная пресса, и ее почти не осталось, - пояснил г-н Березовский. - Так пусть будет ее еще меньше». Опальный олигарх также сообщил, что в последнее время к нему поступали предложения о продаже издательского дома, в том числе от структур, близких и к «Альфа-банку». Однако он в очередной раз подтвердил, что не намерен расставаться с «Коммерсантом».
Несмотря на подобные утверждения г-на Березовского, нельзя не заметить, что интересы «Альфа-груп» в медийном бизнесе лежат, скорее, в сфере электронных СМИ. А вот опыт наказания журналистов за неосторожное печатное высказывание в своей адрес у руководителей холдинга уже накоплен. В 2003 году все в том же Арбитражном суде Москвы Петр Авен, Михаил Фридман, «Альфа-Банк» и «Альфа-Эко» выиграли процесс у издателей газеты «Версия» и журналиста Олега Лурье. Тогда сумма заявленного морального ущерба, нанесенного публикациями г-на Лурье, оценивалась финансистами в 250 тысяч долларов. Кроме того, представители «Альфы» желали возместить себе за счет издателей «Версии» и скандального журналиста определенные издержки: а именно более 172 тысяч фунтов стерлингов, уплаченных истцами международной компании «Кролл», которая собирала для них доказательства, «опровергающие измышления ответчиков», и свыше 1,75 млн рублей НДС, начисленного на эту сумму. 10 июля 2003 года московский арбитраж удовлетворил этот иск, просто пересчитав 250 тысяч долларов в 7,5 млн рублей.
Ирина БЕЛАШЕВА, Юрий ВЕРЕТЕННИКОВ, Владимир ДЗАГУТО, Юрий КОЛЕСОВ