|
|
N°194, 22 октября 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Пускают ли в хиджабе в «христианский клуб»?
Турецкий премьер объяснил, почему он "несчастный отец"
Свой визит во Францию премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган начал со странного заявления. «Обе мои дочери, -- сказал премьер, выступая по французскому телевидению, -- учатся в США только потому, что там разрешено носить хиджаб в учебных заведениях. Я несчастный отец. Я вынужден был отправить своих детей за границу, поскольку и в турецких университетах хиджаб запрещен. Где еще мои дочери могут получить образование, не поступаясь символами веры?». Попутно г-н Эрдоган заметил, что ношение традиционного мусульманского платка не запрещено и в учебных заведениях Германии и Великобритании, входящих в Евросоюз.
Визит г-на Эрдогана в Париж носит частный характер. Однако цель его ясна. Премьер попытается добиться, чтобы Франция одобрила возможное вступление Турции в Евросоюз. Казалось бы, заводить речь о мусульманских платках -- не самое правильное решение. Хиджаб для Франции болезненная тема. В начале этого учебного года там вступил в силу запрет на ношение в учебных заведениях видимых атрибутов любой религии, который лишь чудом не спровоцировал столкновений в стране. Из-за него уже пострадали французские журналисты, взятые в заложники в Ираке.
Но турецкий премьер непреклонен. Вот его аргументы: «Светский характер государства как раз и означает, что оно равноудалено от всех религий. Государство должно охранять любых верующих вне зависимости от их вероисповедания».
К своему визиту в Париж г-н Эрдоган приурочил еще одно важное заявление: «Турция вскоре подпишет Римский договор о создании Международного уголовного суда, который разбирает дела о преступлениях против человечества и о военных преступлениях».
Турция стучится в двери ЕС уже 41 год. Ее кандидатура была ратифицирована на саммите Евросоюза в 1999 году в Хельсинки и подтверждена в 2002 году в Копенгагене. Через два месяца, 17 декабря, ЕС должен решить, начинать ли переговоры с Турцией о ее присоединении к европейскому сообществу. Если решение будет положительным, то Анкара сможет вступить в Евросоюз, но не раньше 2015 года.
Французский президент Жак Ширак решил, что ему следует узнать, что думает об этом население вверенной ему страны. И во Франции состоится референдум на тему «Нужны ли нам турки?». (Сроки его проведения уточняются.) Г-н Эрдоган в интервью французской газете «Паризьен» напоминает, что такого в истории ЕС не было никогда. Почему надо устраивать референдум именно по кандидатуре Турции? А потому, считают стоящие сейчас у власти французские правые, что Евросоюз должен остаться «христианским клубом», Франции достаточно и проблем с хиджабом. К тому же уровень жизни в Турции ниже среднеевропейского, и, следовательно, страну придется «сажать на пособие». Сейчас в Турции живет 70 млн человек, а через 20 лет там будет 90 млн. Куда хлынет вся эта масса людей, имея в кармане европейские паспорта? В Турции еще не решены проблемы с правами человека, страну надо дотянуть до принятых в ЕС стандартов...
Один из лидеров французских правых -- Николя Саркози, нынешний министр финансов и вероятный кандидат на пост президента, в эти дни встретился с турецким премьером в Париже. В вопросе о референдуме он был тверд: это решено и не стоит это обсуждать. По мнению г-на Саркози, Турции уготован статус «ассоциированного партнера ЕС».
Левая оппозиция делает менее жесткие заявления. Социалисты вроде бы и не против референдума, во всяком случае не все. Но вот их национальный секретарь Пьер Московиси считает, что «вопрос о референдуме должен ставить тот президент, который будет находиться у власти в конце переговоров с Турцией, а не в начале».
Премьер Эрдоган провел в Париже ряд встреч, в том числе и с председателем Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) Дональдом Джонстоном. Это была уже официальная встреча, приуроченная к обнародованию доклада ОЭСР о положении турецкой экономики. Документ, как заметили "Времени новостей" в штаб-квартире организации, в целом благоприятно оценивает усилия Турции на этом направлении, хотя изобилует рекомендациями, как обеспечить мощный и непрерывный экономический рост. Расходы госказны следует контролировать жестче, и они должны быть экономически эффективными. Бизнес, в том числе иностранный, не должен подвергаться дискриминации.
Во вторник, во время франко-германского саммита, премьер-министр Турции намерен встретиться с президентом Франции Жаком Шираком и канцлером Германии Герхардом Шредером.
Максим ЧИКИН, Париж