|
|
N°194, 22 октября 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Покаяние богатых перед бедными
Бизнес просит призвать его к социальному ответу
Вчерашняя конференция «Корпоративная ответственность компаний: технологии доверия» показала, что среди крупных предпринимателей по-прежнему нет понимания, что же следует понимать под социальной ответственностью бизнеса. Как заявил вице-президент РСПП Виктор Домбровский, легендарное выражение Милтона Фридмана «бизнес бизнеса -- делать бизнес» российское деловое сообщество уже не устраивает. Им хочется делать что-то еще, но они пока не знают что и как.
Как пояснил в своем выступлении глава координационного совета российского бизнеса Александр Шохин, в настоящее время в обществе активно обсуждаются два полярных понятия. Одни полагают, что эти таинственные слова "социальная ответственность" означают, что бизнес должен платить налоги, создавать рабочие места и развивать производство. Другие, напротив, убеждены, что вклад бизнеса в общественную жизнь по определению недостаточен и необходимы специальные меры для решения социальных задач, с которыми не справляется государство. То есть социальная ответственность -- это благотворительность.
На взгляд самого г-на Шохина, социальное партнерство -- некое подобие кодекса чести мушкетера. Оно должно включать в себя взаимоотношения с работниками (достойный уровень зарплаты, социальное обеспечение), корпоративное поведение (отказ от недружественных слияний и поглощений), учет интересов потребителей (производство качественной продукции, борьба с контрафактом), экологическую ответственность и создание антикоррупционной среды. Существующие законы, по его мнению, дают почву для коррупции чиновников.
Но самое главное, все это ни в коей мере не компенсирует «схемы по оптимизации налогов», подчеркнул г-н Шохин. К тому же, полагает председатель совета директоров компании «Вимм-Билль-Данн» Давид Якобашвили, можно помогать региональному развитию, включая самые проблемные территории. «Бизнес -- лучший переговорщик, чем оружие», -- пояснил свою мысль г-н Якобашвили.
Как рассказал управляющий партнер PricewaterhouseCoopers Майкл Кубина, наблюдая за дискуссией в России, он видит ряд заблуждений. Например, некоторые недооценивают потенциальную прибыль и думают только о связанных с этим расходах.
Г-н Кубина рассказал, как Канадский королевский банк по субботам проводит бизнес-курс для молодых предпринимателей. Этот курс предназначен для обучения управлению бизнесом и, в частности, работе с банками. Он помогает банку привлекать новых лояльных клиентов и способствует повышению его стоимости.
Но западный опыт выглядит не очень применимым на российской почве. Несмотря на разброс во мнениях относительно того, как понимать социальную ответственность, одно совершенно очевидно. И общество, и бизнес понимают ее как покаяние богатых перед бедными. Об этом говорил г-н Якобашвили: «Когда кто-то в обществе живет на два доллара в день, те, кто способен покупать яхты, должны что-то делать». Мысль, что на социальной ответственности можно зарабатывать, на этом фоне выглядит кощунственно. Особенно в свете того, что бизнес явно чувствует социальную ответственность не перед всем обществом, а перед одним-единственным человеком. И весь разброд и шатания в умах предпринимательского сообщества объясняются только тем, что этот очень важный человек никак не хочет детализировать, что нужно сделать, чтобы ему понравиться.
Бизнесменам на Западе, кстати, проще. Например, во Франции и Канаде существуют специальные законы, определяющие стандарты социальной отчетности.
Вера СИТНИНА