Время новостей
     N°194, 22 октября 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  22.10.2004
Охота пуще неволи
«Чужой против Хищника» на московских экранах
Идея свести в противоборстве двух знаковых монстров из фантастических сериалов студии Fox, подобно инопланетному зародышу, беспокойно заворочалась в лучших мозгах Голливуда еще пятнадцать лет назад. А именно в тот момент, когда во второй серии «Хищника» камера, скользящая по внутреннему убранству звездолета космических охотников, на долю секунды задержалась на стенде с трофеями, где не последнее место занимал сразу же узнаваемый безглазый череп Чужого: стало понятно, что обе креатуры уже когда-то и где-то встречались. Путь к рагнареку, впрочем, изрядно затянулся: Чужие отправились по своим делам в третью и четвертую серии, Хищника вообще предпочли до поры до времени припрятать, хотя в свое время активно муссировались слухи о третьей части, за которую должен был взяться не кто иной, как Роберт Родригес, а повествовать она должна была о приключениях людей на планете Хищников (кроме того, один из создателей оригинального Хищника, сценарист Джон Томас, некогда проговорился о желании стравить свое детище с черепашками-ниндзя). Но за пределами киноэкрана бренд удалось раскрутить: большим успехом пользовались и комиксы Марка Верхайдена на эту тему, и две компьютерные игры, и даже серия коллекционных обменных карточек. Так что в конце концов было объявлено, что монстры века будут кромсать друг друга и в формате полнометражного художественного фильма.

Но если «полнометражным» то, что в итоге вышло у режиссера Пола Андерсона («Смертельная битва», «Солдат», «Обитель зла»), можно назвать со всей ответственностью (101 минута), то вот с «художественным» дело обстоит не так лучезарно. Тем, кто все эти годы трепетно примеривал к «чужой» квадрилогии теории от Фрейда до Лавкрафта или сдержанно восхищался космическим бусидо в компании Хищников, в зале делать нечего. Целевую аудиторию новоявленного фильма-битвы составляют те, кто далеко не сразу вспоминает о кинематографическом прошлом обоих чудовищ: нынешние зрители привыкли видеть их грозные силуэты в первую очередь на мониторах игровых приставок. Киноманам, конечно, бросили несколько костей (вроде мелькнувшего в начале фрагмента из классической картины «Франкенштейн встречает человека-волка» 1941 года или пунктирных отсылок к реалиям саги о Чужих в именах и названиях), но подлинной эзотерики ожидать не приходится. Все весомо, грубо и лишь относительно зримо: стремясь максимально расширить прокат грядущего блокбастера, бонзы Fox выхолостили картину до относительно беззубого уровня, обеспечивающего присвоение гуманного возрастного рейтинга PG-13. Так что большая часть протыканий, обезглавливаний и отрываний конечностей будет доступна только на DVD в авторском режиссерском варианте. Скорее всего туда же попадут и такие не вошедшие в окончательный вариант сцены, как пролог, действие которого происходит в 1904 году на антарктической китобойной стоянке, а также кое-какие проясняющие происхождение монстров разговоры и дискуссии.

На экране же тем временем творится следующее. В наши дни (на редкость буквально, ибо действие датировано октябрем 2004 года) спутниковая система корпорации «Вейланд индастриз» зафиксировала всплеск тепловой активности в районе Антарктиды. Туда в спешном порядке отправляется экспедиция из лучших ученых и бурильщиков мира под руководством главы корпорации Чарльза Бишопа Уэйланда (Лэнс Хенриксен), которая и обнаруживает под толщей вечного льда пирамиду, что несет на себе следы египетских верований, первобытной цивилизации Камбоджи и культуры индейцев майя одновременно. Неосторожные перемещения внутри пирамиды вызывают к жизни древние механизмы, пирамида начинает трансформироваться подобно огромному кубику Рубика, и изыскатели оказываются в ловушке. Аккурат между молотом размножающихся на глазах Чужих и наковальней молодых Хищников, которые прибыли на Южный полюс, чтобы пройти обряд инициации. Но додуматься до этого успевают далеко не все участники экспедиции: начинается бойня, в которой людям отведено место не более чем приманки, этакого мыслящего мотыля.

Пока человеческие, слишком человеческие персонажи валандаются по лабиринтам пирамиды, пытаются понять, что происходит, и худо-бедно демонстрируют свою индивидуальность, смотреть на все это неинтересно: на фильм под названием «Чужой против Хищника» идут совсем не для того, чтобы узнать, как именно погиб отец отважной инструкторши по верхолазанию Алексы (Сара Лотан) или сколько детей осталось дома у малахольного химика Миллера (Эван Бремнер). Но когда в дело вступают заглавные герои, истинные хозяева положения, ситуация начинает меняться в лучшую сторону, даром что до конца остается всего ничего. В открытом бою оба создания проявили себя с лучшей стороны, и даже помянутая перестраховка с насилием и жестокостью картину не испортила. Особенно удался короткий флэшбэк о зарождении древнего охотничьего ритуала, который встает перед глазами героев (и зрителей) после того, как одному из участников экспедиции удалось расшифровать иероглифы, покрывавшие стены жертвенного зала. Что именно происходит -- неважно: самое главное, что есть возможность увидеть Чужого и Хищника в полный рост. Два потрясающих создания, до пугающего совершенства которых Голливуд так больше никогда и не поднялся, обладают тем же свойством, что и исполнительница народных песен из известной эстрадной байки: им не нужно ничего делать. Они могут «просто ходить туда-сюда» -- истинные ценители все равно будут вне себя от счастья. В таком фильме вообще может не быть ничего, кроме Чужого и Хищника как таковых. Все, что вмещается во вклинившееся между ними словцо «против», не более чем уступка традициям. И Хищник, и Чужой в фильме Андерсона есть. Чего же боле? А за интригой, саспенсом и правдой характеров нужно все-таки ездить поближе.

Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ
//  читайте тему  //  Кино