|
|
N°108, 22 июня 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Главовощторг
Цены растут потому, что власть подавляет конкуренцию
Неспособность экономического руководства России справиться с инфляцией наводит на мысль о том, что такая ситуация его вполне устраивает. Общий рост цен упрощает жизнь фискальным ведомствам, а повышение коммунальных тарифов перекладывает бремя содержания неэффективного жилкомхоза на плечи граждан. Во всем этом нет в принципе ничего страшного: структура цен в российской экономике далека от совершенства, за выправление перекосов приходится платить ростом цен.
Однако есть подозрение, что инфляцию подстегивают не только монетарные или структурные факторы, но и политические. Провозгласив курс на либерализацию, власть делает ставку на становление крупных бизнес-структур, подминающих под себя целые секторы экономики. Защитившись от конкуренции, свежеиспеченные монополисты первым делом поднимают цены.
На ближайшем к моему дому овощном базаре пару месяцев назад прошла структурная реформа. Прилавки накрыли шифером и покрасили сообразно вкусам нового хозяина. Половина торговых мест теперь пустует. Другая половина ласкает взор однообразием ассортимента, оформления и цен. Нет больше досадной взору коренного москвича пестроты -- забыли дорогу на рынок молдаване, украинцы и жители ближнего «замосковья».
Местным властям эта идиллия определенно нравится: с одного «смотрящего» проще собирать налоги и разные взносы, ситуация стала если не прозрачнее, то хотя бы нагляднее.
За благолепие расплачиваются потребители. Ожидания сезонного снижения цен оказались напрасными. Помидоры, огурцы, молодая картошка и фрукты-ягоды в конце июня стоят почти столько же, сколько в начале мая. Год назад за это время они подешевели в полтора-два раза.
Пока местные руководители наводили марафет на подведомственной территории, руководители федерального правительства уверяли экономистов и обывателей, что инфляция под контролем. Первый замминистра Алексей Улюкаев предсказывал, что за лето потребительские цены вырастут максимум на 1%. Вице-премьер Алексей Кудрин уличал в некомпетентности аналитиков, прогнозирующих, что инфляция по итогам года превысит 20%. По его словам, наблюдатели просто не в курсе тех мер, которые принимают экономические власти для обуздания инфляции. Министр экономического развития и торговли Герман Греф удивлял всю страну, доказывая, что к росту цен естественные монополии непричастны.
К 18 июня индекс потребительских цен (111,9%) вплотную приблизился к потолку, установленному законом о бюджете (112%). Летней дефляцией пока не пахнет: за две с половиной недели июня цены выросли на 0,9%. По прогнозу Госкомстата, инфляция за июнь составит 1,5--1,8%. Видимо, экономисты статистического ведомства тоже не в курсе антиинфляционных мер правительства.
Тем временем власти всех уровней выдают проинфляционные авансы крупному бизнесу. Президент обещает защитить автопроизводителей от конкуренции повышением пошлин на ввоз поддержанных иномарок, хабаровский губернатор ради спасения от конкуренции ведет дело к слиянию местных авиакомпаний, муниципии зачищают торговые ряды.
В краткосрочном плане такая политика может оказаться результативной. С глававтопромом, глававиа и главторгом проще договариваться по налогам. Вместе с инфляцией пока растет доля налоговых доходов в ВВП. Надо отдать должное Минфину: правительственные финансисты как могут сдерживают рост непроцентных расходов, накапливая излишки на счетах в Центробанке. Связь между налоговыми рекордами и неконтролируемым ростом цен нужно искать в другом месте. Например, на ближайшем к моему дому овощном рынке.
Владимир ФЕДОРИН