|
|
N°193, 21 октября 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Самостоятельная «Зарубежнефть»
Компания вступила в негласный альянс с «Роснефтью»
Заявив о возможном поглощении «Зарубежнефти», председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер, похоже, зажег новый очаг сопротивления сделке по объединению с «Роснефтью». Вчера «Зарубежнефть» распространила официальное заявление, в котором особо подчеркнуто сохранение самостоятельности и за ней самой, и за «Роснефтью» в рамках будущего холдинга «Газпромнефть». Как известно, о независимости от «Газпрома» после передачи тому акций «Роснефти» Владимира Путина в письме просил президент нефтяной госкомпании Сергей Богданчиков. Теперь руководству концерна придется бороться на два фронта, что еще сильнее осложнит процедуру подготовки сделки.
Во вторник перед отлетом в Германию г-н Миллер заявил, что если стоимости «Роснефти» не хватит для оплаты 10,7% акций «Газпрома», то правительство может предложить концерну еще одну госкомпанию -- «Зарубежнефть». Более того, предварительная оценка акций «Газпрома» и «Роснефти», которые будут участвовать в сделке, сделанная инвестиционным банком Dresdner Kleinwort Wasserstein на основе «открытой информации», свидетельствует в пользу такого сценария. И перед банком уже поставлена задача оценить бизнес «Зарубежнефти», которая еще даже не акционирована и существует в качестве вполне советского учреждения (подробнее см. вчерашний номер газеты).
Правительственные чиновники вчера предпочли воздержаться от комментариев относительно инициативы главы «Газпрома». Отреагировала только «Зарубежнефть», причем сделала это в своеобразной форме. «Уверены, что консолидация материальных и людских ресурсов в государственном нефтегазовом холдинге будет способствовать усилению государственного контроля в сфере недропользования и более эффективному обеспечению экономических интересов России», -- говорится в официальном заявлении госпредприятия. В нем отмечается, что вопрос об объединении активов ОАО «НК «Роснефть» и ОАО «Зарубежнефть» в холдинговую компанию «Газпромнефть» «практически решен». А также подчеркивается: «При этом ОАО «НК «Роснефть» и ОАО «Зарубежнефть» останутся самостоятельными юридическими лицами».
Рапортуя о верности решениям политического руководства (очевидно, что г-н Миллер озвучивал идею, согласованную с Кремлем), менеджмент «Зарубежнефти», во-первых, перестарался, во-вторых, встал в «оппозицию». Переусердствовал, так как решения по «Зарубежнефти» нет, поскольку пока нет и быть не может рыночной оценки «Роснефти». По словам источника «Времени новостей» в «Газпроме», DrKW только-только получил доступ к внутренней информации нефтяной госкомпании. А значит, вчерашнее заявление -- это лишь желание подстраховать и не затормозить сделку по обмену активами с правительством из-за отсутствия подходящего актива, который, если понадобится, компенсирует разницу в стоимости акций «Газпрома» и «Роснефти». Что касается оппозиции, то и Алексей Миллер, и кремлевский куратор сделки, руководитель администрации президента Дмитрий Медведев, заявляли, что активы «Роснефти» будут интегрированы в соответствующие подразделения «Газпрома» и ни о какой самостоятельности речи быть не может. Очевидно, на эксклюзивный статус не может претендовать и «Зарубежнефть». В «Газпроме» и «Роснефти» отказались комментировать заявление «Зарубежнефти».
Между тем Агентство газовой информации со ссылкой на анонимный источник распространило информацию, что в повестке октябрьского совета директоров «Газпрома» нет вопроса о создании «Газпромнефти». Хотя представители концерна неоднократно заявляли, что пакет документов уже готов. В «Газпроме» «Времени новостей» заявили, что повестка еще не утверждена. Согласно практике повестка рассылается за неделю до заседания. А поскольку его назначили на 29 октября, она будет окончательно готова сегодня--завтра. Источники, близкие к двум госпредставителям в совете директоров газовой монополии, заявили, что повестка предстоящего заседания к ним еще не поступала.
Алексей ГРИВАЧ