|
|
N°193, 21 октября 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
В бой идут старики
В Москве опять поют Deep Purple и Сезария Эвора
Сегодня вечером у местных потребителей поп-музыкальных жанров и стадионных форматов праздник. Выбор богат как никогда: в один день в городе гастролируют сразу два пожилых гиганта мирового шоу-бизнеса. Их первые визиты в Москву когда-то были сенсацией. Зато теперь ни публика, ни организаторы не могут пожаловаться на непредсказуемость, обычно сопровождающую первые гастроли. Вряд ли что-нибудь может помешать седовласым и юным любителям архивов тяжелого рока, которые величественно перетаскивает с места на место титанической внешности и возраста группа Deep Purple, более-менее заполнить собой СК «Олимпийский». И вряд ли что-нибудь в этих архивах, знакомых до последней импровизации, может их удивить. Не «Подмосковные...» же «...вечера», старательно и с достоинством играемые внутри ископаемого рок-гимна Smoke on the Water. И не подсевший же вокал Христа со стажем Яна Гиллана вкупе с отсутствием Ричи Блэкмора, привычка сожалеть о котором давно стала еще одним легендарным и неотъемлемым атрибутом почтенной группы.
С тем же чувством уютной радости и приятного тепла, разливающегося по телу при виде уже сто лет как трепетно любимого человека, в пышные хоромы Кремлевского дворца придут поклонники босоногой старушки с Островов Зеленого Мыса, обладательницы чуть ли не самого красивого имени за всю историю поп-культуры Сезарии Эворы. Ее уныло прекрасные кабо-вердийские морны, хранящие в своем печальном подсознании португальские фадо, ее бразильские самбы, испанские канцоны, андалузские канте хондо, африканские и мексиканские песенки (вплоть до напетой прокуренным голосом «Бесаме мучо») звучат несколько актуальнее дымной воды тяжелого рока. Тем не менее каждая нота этих баллад точно так же наизусть известна всему свету. Певучее бормотание, бесцельные тягучие мотивчики и почти бессмысленные, игриво щемящие фразы женщины 1941 года рождения, никогда не носившей ботинок, в начале девяностых стали любимым блюдом парижской богемы и скоро превратились в претенциозный, изящный музыкальный корм для всех европейских поглотителей аутентичных, экологически чистых музыкальных продуктов. Но потом Эвору принялись издавать звукозаписывающие мэйджоры, а затем была номинация на Grammy, принесшая Эворе американскую славу. И наконец, раритетные изыски, после парижских успехов прописанные по актуальному ведомству world music, стали любимой музыкой шоппинг-моллов и фастфудов. Компания «Богема мьюзик», устраивающая в Москве регулярный фестиваль «Богема джазз» для широкой аудитории с претензиями на просвещенность, сперва сделала Сезарию Эвору хедлайнером этого самого фестиваля, а теперь и своей экстрафестивальной звездой. Для компании, настаивающей на солидности и востребованности своего имиджа и своей позиции, этот ход выглядит небессмысленным и удачным -- поп-музыкальное имя с корнями в изысканных жанрах (портовые песни считаются в культуре «изощренкой») способно не только в который раз привлечь публику в крупный зал и, возможно, сделать хорошие сборы, но и заметно поддержать бренд, не испортив его респектабельную репутацию.
Юлия БЕДЕРОВА