Время новостей
     N°193, 21 октября 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  21.10.2004
Играя женщину, ищи ее в себе
С 21 октября в Москве можно посмотреть «Красоту по-английски»
Это фильм для тех, кто предпочитает экшну и саспенсу интригу, любит изящные диалоги и получает удовольствие от хорошо придуманных деталей. Конечно, фильм Ричарда Айра «Красота по-английски» (название -- маркетинговый ход прокатчиков, в оригинале фильм назывался Stage Beauty, что можно было бы перевести как «Королева подмостков») снят по следам «Влюбленного Шекспира» и потому неистребимо вторичен. Но это вовсе не значит, что любители такого рода кино не смогут получить от него удовольствия. Тем более что фильм -- редкая радость -- не дублирован и идет на языке оригинала с субтитрами.

Время действия новой картины ближе к нашим дням: пьесы влюбленного и юного Шекспира уже давно стали театральным каноном, а королеву Елизавету сменил король Карл II, тем не менее с исторической правдой в нем обошлись столь же пренебрежительно. Однако антураж старого английского театра налицо, а сюжет обладает достаточной долей пикантности, чтобы развлечь привередливого зрителя.

В 60-е годы XVII века -- как раз тогда, когда в России царем Алексеем Михайловичем был создан первый придворный театр (при помощи, кстати, немецкого пастора Грегори), -- в Англии произошла реставрация династии Стюартов, и театры, закрытые пуританами, снова открылись. Король Карл II (знакомый широкой публике по роману Дюма «Двадцать лет спустя» -- это его отца пытались спасти от казни Атос, Портос и Арамис) разрешил публичные представления. И даже более -- он позволил играть в театре женщинам, что было революционным шагом: как известно, до того на публичных сценах роли женщин исполняли мужчины.

В основе сценария лежит несколько реальных фактов: действительно в Англии в женских ролях блистал Нед Кинастон, действительно есть версия, что одной из первых женщин, вышедших на сцену, была Маргарет Хьюз и, наконец, член парламента, министр и писатель Сэмюэль Пипс действительно вел шифрованные дневники, впервые изданные в 1825 году и считающиеся одним из самых ярких источников для изучения эпохи и театра в том числе... Все остальное -- плод воображения сценариста Джеффри Хатчера, уловившего в немногих эпизодах материал для истории в духе Тома Стоппарда.

Знаток театра Ричард Айр (в кино самым известным его фильмом считается «Айрис», зато в театре он ставил Миллера на Бродвее, Шекспира в Лондоне и даже возглавлял в течение десяти лет Королевский национальный театр) задумал снять серьезное кино и даже на главные роли пригласил актеров не слишком известных, зато с опытом театральной работы, игравших Шекспира, тем более что по ходу действия им не однажды придется изобразить последнюю сцену из «Отелло». Единственная абсолютная знаменитость Руперт Эверетт выступил в роли монарха: на его долю пришлась фарсовая часть фильма, где он с дебютанткой Зоей Таппер и десятком мопсов изображает сладостные утехи легкомысленного короля. Билли Крудуп и Клер Дейнс разыгрывают более сложное представление.

Крудупу в роли Кинастона приходится изображать человека, не слишком справляющегося с определением своей идентичности. С детства обученный изображать женщин, он знает десятки специфически женских поз, интонаций, то есть является актером школы представления. Но он ничего не чувствует по-настоящему. Его покровитель герцог Бэкингемский отлично понимает, что имеет дело с иллюзией, и когда судьба начинает всерьез трепать это блуждающее между полами изысканное создание, немедленно теряет интерес к экзотическому любовнику. Обрести себя актеру помогает не столько страсть, которую к нему питает его бывшая костюмерша, а ныне прославленная, но пока еще не очень хорошая актриса Маргарет, сколько спонтанно открытый им метод Станиславского. Пытаясь помочь Маргарет играть Дездемону -- роль, которую все считали вершиной его собственной карьеры, -- Нед приходит к пониманию новых принципов театральной игры. Он раскрывает перед своей робкой подражательницей прелесть новой трактовки, идущей не от внешнего рисунка, а от внутреннего содержания, то есть от собственной природы, и, ставя ей роль, оказывается таким образом первым настоящим режиссером. Ну и настоящим мужчиной скорее всего, хотя над развязкой этой истории авторы фильма лукаво опускают занавес.

Алена СОЛНЦЕВА
//  читайте тему  //  Кино