|
|
N°108, 22 июня 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Декораторы
В галерее "Дом Нащокина" открылась выставка художников российского кино
Выставка работ художников кино -- идея заманчивая: даже фотографии со съемок рассматривать забавно, не говоря уж о декорациях, эскизах и костюмах. По работам художника можно смотреть кино "в разрезе" -- так, что видно "из какого сора" оно сделано. Сами художники кино любят комментировать свои фильмы, рассказывая истории предметов в кадре: как неделю искал по пригородам спиленное дерево с нужным количеством колец на срубе или, сидя в отеле, приклеивал битое стекло на шелк, купленный в соседнем универмаге. Так что с помощью художника можно составить своеобразный "словарь" фильма.
Но выставку в "Доме Нащокина" сделали с акцентом не на фильмах, а на художниках. Причем художниках со стажем -- мэтрах. В портфолио Виктора Петрова -- "Здравствуйте, я ваша тетя", "Иди и смотри", "Прощание с Матерой". Валерий Кострин делал "Белое солнце пустыни" и "Звезду пленительного счастья". Борис Бланк -- "Гори, гори, моя звезда". Но ни один из них собственно киноработ в "Дом Нащокина" не принес, ограничившись натюрмортами (Петров), акварелями (Кострин) и эскизами к спектаклям (Бланк). Большие подборки эскизов только у Владимира Аронова (преимущественно к "Сибирскому цирюльнику") и Игоря Лемешева (интерьер комнат Коробочки, Ноздрева и др. персонажей "Мертвых душ"). Возможно, это просто все, что у мэтров сохранилось. Но это едва ли может служить оправданием.
Выставка художников кино проводится в рамках ММКФ -- а среди ее участников нет никого, кто связан с российскими картинами 2000--2001 годов. "Мосфильмовский" художник по костюмам Наталья Иванова работала на "Нежном возрасте", но на выставке представила только платья к "Сибирскому цирюльнику". Между тем декорации и костюмы -- та область, которая после развала советской системы кинопроизводства почти не пострадала. Более того, с появлением спроса на клипы и сериалы художники-постановщики приобрели статус людей модных и успешных. Количество мастеров в любой области зависит от заказа, а художникам -- в отличие от режиссеров -- нет большой разницы, делать клип или спектакль, работать на российском фильме или зарубежном. Одна из главных достопримечательностей "Мосфильма" сейчас (наравне с передовой "Тон-студией") -- студия по производству декораций и костюмов "Мосфильм-Эмми", целое государство в государстве, со своими компьютерщиками, банщиками и цирюльниками. Ее глава, художник-постановщик Владимир Мурзин, дал ей такое имя, получив "Эмми" за работу на американском телефильме. Но все это к выставке в "Доме Нащокина", увы, отношения не имеет.
Ольга КУЗНЕЦОВА