Время новостей
     N°192, 20 октября 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  20.10.2004
Пандорино горе
Предприятиям-банкротам хотят устроить большие налоговые каникулы
Полгода назад в рамках административной реформы функции по выработке государственной политики в области банкротства перешли к Министерству экономического развития и торговли. Вчера на заседании экспертного совета по несостоятельности (банкротству) при министерстве были оглашены первые результаты работы.

МЭРТ разработало ряд поправок в законодательство, которые будут рассмотрены на заседании правительства 25 ноября. Среди новаций есть поистине революционная -- МЭРТ предлагает предоставить государству возможность соглашаться на отсрочку налоговых платежей при заключении мирового соглашения. Действующим законодательством максимальный срок отсрочки установлен в размере шести месяцев. Ведомство Германа Грефа предлагает увеличить этот срок до одного года, пояснил заместитель главы департамента корпоративного управления Церен Церенов. Собственно, министерство готово пойти и дальше, вообще отменив временные ограничения. Тогда предприятия-банкроты смогут расплачиваться по налоговым долгам в течение нескольких лет, аналогично тому, как они сейчас договариваются с кредиторами-частниками.

Правда, на пути увеличения сроков стоит Налоговый кодекс, в котором возможность предоставления отсрочек строго ограничена рамками одного бюджетного года. К тому же против подобных нововведений категорически возражает Министерство финансов. Да и сами авторы признают потенциальную опасность этой новации. «Боюсь, что мы можем открыть ящик Пандоры», -- признал заместитель министра экономического развития Андрей Шаронов. «С одной стороны, рассрочка по платежам значительно повышает шансы предприятия на выживание, с другой -- возрастает риск сговора между банкротом и другими кредиторами. Ничто не мешает в такой ситуации договориться и объявить представителю государства, что буквально все готовы ждать еще десять лет», -- пояснил г-н Шаронов. Доказать же факт сговора практически невозможно. По словам г-на Шаронова, по факту фиктивного банкротства удалось довести до конца всего два дела, по преднамеренным банкротствам -- немногим больше.

Правда, с этой бедой в МЭРТ рассчитывают справиться. Уже готовы поправки, увеличивающие верхнюю планку уголовного наказания за преднамеренные и фиктивные банкротства с трех до шести лет. Административные штрафы также увеличатся в два-три раза. Кроме того, МЭРТ предлагает уточнить формулировки, из-за нечеткости которых, по словам г-на Шаронова, эти статьи не работают. Например, предусмотрено наказание за «создание или увеличение неплатежеспособности», а определения термина «неплатежеспособность» в законодательстве нет. Или зачастую деятельность арбитражного управляющего просто саботируется представителями предприятий. Поэтому предлагается ввести ответственность за отказ или уклонение от предоставления информации.

Возможно, после того, как все эти поправки заработают, государство почувствует себя защищенным от сговора. Тем более что основной целью банкротств для государства является оздоровление экономики, а вовсе не вышибание долгов. По словам г-на Церенова, государство является основным кредитором в подавляющем большинстве дел о банкротстве. Поэтому в таких случаях именно позиция государства определяет ход процедуры банкротства и фактически решает судьбу предприятия.

Вера СИТНИНА