|
|
N°192, 20 октября 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
"Прозрачность сведений кадастра недвижимости снизит риски участников рынка"
В России впервые в ее новейшей истории создается единый государственный кадастр объектов недвижимости. Отвечает за формирование уникальной электронной базы данных глава Федерального агентства кадастра объектов недвижимости Михаил МИШУСТИН, назначенный на эту должность в марте нынешнего года. О том, что изменится для участников рынка недвижимости для страны в целом после создания единого кадастра, г-н Мишустин рассказал корреспонденту "Времени новостей" Ирине СКЛЯРОВОЙ.
-- Каких экономических последствий можно ожидать от создания единого кадастра недвижимости?
-- Я не согласен с термином «последствия». Все-таки он больше применим к событиям негативного характера. Наше же агентство было образовано как раз для созидания. И прежде всего для создания единой системы государственного учета объектов недвижимости. Системы, которая обеспечит конституционные гарантии прав собственности граждан на объекты недвижимости. Будет создана современная инфраструктура государства, обеспечивающая информационную поддержку решению задачи эффективного и рационального использования национального богатства России -- земли и иной недвижимости.
Именно публичность и прозрачность сведений кадастра объектов недвижимости наряду с упрощением самой процедуры предоставления сведений из него любым (я подчеркиваю -- любым) заинтересованным лицам должна повысить активность участников рынка недвижимости и снизить их риски. Независимо от того, собственник ли это или инвестор, кредитор, страховщик или оценщик.
Поэтому речь нужно вести не о последствиях, а о социально-экономических результатах создания государственного кадастра объектов недвижимости. Результаты проявятся, во-первых, в повышении доходов бюджетов различных уровней за счет увеличения поступления земельных платежей (земельного налога и арендной платы) и налога на имущество, а также за счет уточнения налогооблагаемой базы граждан и предприятий.
Во-вторых, улучшится инвестиционная привлекательность объектов недвижимости. В-третьих, активизируется гражданский оборот земель, увеличится количество сделок на рынке недвижимости, снизятся транзакционные издержки.
Именно на основе достоверных сведений, содержащихся в кадастре объектов недвижимости, станет наконец возможным переход к планированию экономического развития регионов.
Это и развитие финансово-кредитной системы государства за счет использования ценных бумаг, имеющих реальное обеспечение в виде объектов недвижимости. И активизация деятельности девелоперов (застройщиков), занимающихся улучшением и застройкой земельных участков для их последующей продажи. И повышение эффективности управления объектами недвижимости, принадлежащими различным хозяйствующим субъектам.
-- При составлении кадастра и передаче документации в агентство будут ли инвентаризационные органы обязаны перепроверять данные первичного учета по объектам недвижимости. Проще говоря, перемерять квартиры и земельные участки заново?
-- Никаких повторных изменений проводиться не будет. Территориальные органы «Роснедвижимости» будут опираться на уже имеющиеся сведения, полученные от органов, ранее осуществлявших технический учет и инвентаризацию объектов недвижимости.
-- Как известно, с 1 ноября инвентаризация объектов недвижимости будет осуществляться только организациями, аккредитованными Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости. Как будет решаться эта проблема? Ведь времени осталось совсем мало. Не возникнет ли в связи с этим паника на рынке купли-продажи недвижимости?
-- В положении о Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости, утвержденном постановлением правительства в августе, четко определены функции, задачи и полномочия «Роснедвижимости» в сфере технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности. Но плюс к этому для обеспечения новых функций агентства в сентябре правительство приняло постановление №477. В этом постановлении сказано, что государственные муниципальные унитарные предприятия и учреждения, действующие на рынке инвентаризации, осуществляют техинвентаризацию до 1 ноября 2004 года. После этого функции инвентаризации перейдут к организациям, аккредитованным Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости в порядке, устанавливаемом приказом Министерства экономического развития России.
В настоящее время соответствующий порядок подготовлен и проходит государственную регистрацию. Как только этот документ будет зарегистрирован Минюстом, агентство сразу же начнет аккредитацию организаций технической инвентаризации. Так что никаких оснований для волнений и уж тем более паники на рынке купли-продажи недвижимости я не вижу. Хочу отметить, что практически все организации, реально работающие в настоящее время в сфере технической инвентаризации, будут незамедлительно аккредитованы агентством в установленном порядке.
-- Что нужно для аккредитации?
-- Организации технической инвентаризации должны будут представить в территориальный орган «Роснедвижимости» заявление и необходимый перечень документов. Никаких преград не будет. Готова организация к работе на новом уровне -- пожалуйста, пусть работает.
-- Каковы критерии готовности организации?
-- Главным критерием отбора должен стать профессионализм персонала и достаточные возможности для ведения технической инвентаризации в соответствии с современными требованиями. Решение об аккредитации будет приниматься в срок не более 20 дней с момента поступления заявления специальной комиссией по аккредитации организаций технической инвентаризации.
-- Документы и архивы БТИ перейдут теперь структурам «Роснедвижимости»?
-- Разумеется, речь не идет о передаче архивов БТИ органам Федерального агентства кадастра объектов недвижимости. Они останутся у инвентаризаторов или соответствующих муниципалитетов и регионов.
Кадастр объектов недвижимости будет электронным, а это, вы понимаете, потребует значительной подготовительной работы как аккредитованных организаций технической инвентаризации, так и территориальных управлений нашего агентства на местах.
Необходимо будет определить исходные объемы данных и форматы их передачи, разработать и внедрить единое программное обеспечение, подготовить персонал. Очевидно, что для этого потребуется некий переходный период, в течение которого эту работу необходимо будет завершить.
Мы считаем, что на этот переходный период целесообразно сохранить за предприятиями БТИ право осуществления учета объектов, но при условии их взаимодействия с территориальными органами агентства. Вероятно, нам потребуется учесть это обстоятельство в соответствующих нормативно-правовых актах.
-- Упростится ли для рядовых граждан процедура оформления сделок с земельными участками и квартирами в результате создания новой системы учета? Нет ли опасности потери данных в момент перенесения из бумажных архивов в электронную систему?
-- Поскольку кадастровый учет всех объектов недвижимости будет осуществляться одним органом, то и получать различные справки о недвижимом имуществе, принадлежащем конкретному лицу, можно будет в одном месте, что упростит процедуру оформления сделок с недвижимостью. Данное положение предусмотрено в проекте федерального закона, регулирующего вопросы кадастрового учета объектов недвижимости.
Никакой опасности потери данных нет. При этом до принятия закона агентство предпримет организационные и технические меры, чтобы исключить потерю данных при перенесении сведений из бумажных архивов в электронную систему государственного кадастра объектов недвижимости.
-- Могут ли возникнуть затруднения при внесении в кадастр промышленной недвижимости (например нефте- и газопроводов), водных и лесных объектов?
-- Поскольку государственный земельный кадастр, технический учет и техническая инвентаризация на территории Российской Федерации проводятся по единым методикам, то при переносе сведений об упомянутых вами объектах (а я бы добавил к ним еще такие, как нефтепродуктопроводы, железные и автомобильные дороги) из соответствующих реестров в единый государственный реестр объектов недвижимости никаких трудностей не будет.
-- Смогут ли заинтересованные граждане познакомиться с данными кадастра?
-- Я уже говорил в начале о публичности и прозрачности сведений, содержащихся в кадастре. Это положение закреплено в проекте федерального закона, регулирующего вопросы кадастрового учета объектов недвижимости. Этим документом предусматривается, что общие сведения об объектах недвижимости будут содержаться в публичных каталогах недвижимости, а сведения об их взаимном положении -- на публичных кадастровых картах. Все эти документы будут носить справочный характер и окажутся доступны любым заинтересованным лицам. Как в печатном, так и в электронном виде.
Беседовала Ирина СКЛЯРОВА