|
|
N°108, 22 июня 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Киргизские палки в китайские колеса
Ось Москва--Пекин больно ранит Бишкек
Киргизский парламент бурлит вот уже несколько недель подряд. Негодование депутатов вызвано политикой «территориальных уступок», которую, как они обнаружили, проводят президент и правительство. Одну попытку «отдать» киргизские земли депутатам удалось пресечь в апреле, когда обнаружилось, что премьер Бакиев подписал секретный меморандум об обмене участками территорий с Узбекистаном. Под давлением парламента правительство Киргизии было вынуждено денонсировать меморандум, и переговоры с Узбекистаном должны начаться заново.
Новый скандал разгорелся около месяца назад, когда началась делимитация китайско-киргизской границы. В соответствии с соглашениями, подписанными председателем КНР Цзян Цзэминем и президентом Киргизии Аскаром Акаевым в 1996 и 1999 годах, Китаю отходит около 125 тысяч гектаров киргизской территории. Если первое соглашение было ратифицировано парламентом, то второе, дополнительное, эту процедуру не прошло.
Киргизские законодатели, в ведении которых по конституции находится вопрос об изменении госграниц, 13 июня приняли решение приостановить работы по делимитации и демаркации границ до окончательного решения этого вопроса парламентом и президентом Киргизии. Аскару Акаеву предложено денонсировать и соглашение 1996 года. Как утверждает председатель парламентского комитета по безопасности Исмаил Исаков, оно было ратифицировано «с грубыми нарушениями законодательных актов», голосование проводилось без предоставления текста соглашения и каких-либо географических карт. Не сохранилось даже протокола, а депутаты предыдущего созыва уже не помнят, как они голосовали по данному вопросу.
Сегодня парламентарии жалуются на министра иностранных дел Муратбека Иманалиева: они-де поверили ему на слово, когда он обещал, что Китаю не отдадут ни метра киргизской земли. Сам г-н Иманалиев в интервью Лондонскому институту исследований войны и мира (IWPR) оправдывает действия правительства заботами об интересах страны. По его словам, наиболее спорный, Бедельский, участок границы поделен в пользу Киргизии в отношении 70 на 30%. «Отсутствие юридически оформленной границы с Китаем, -- говорит министр, -- это и причина, и повод для конфликтов и локальных военных столкновений, поэтому нам чрезвычайно важно не давать таких поводов». «Кроме того, -- утверждает он, -- Китай со временем может стать нашим основным торгово-экономическим партнером, а при отсутствии юридически оформленной границы это практически невозможно».
Депутаты же отвергают саму постановку вопроса о спорности участков границы и намекают, что уступки со стороны президента и правительства Киргизии сделаны небезвозмездно. «После подписания соглашения 1996 года мы получили от Китая 3 млн юаней (375 тыс. долл.), и то в виде материально-технической помощи», -- говорит депутат Бекназаров. «Я только могу догадываться об истинных мотивах сделки», -- добавляет его коллега Исаков. Неделю назад, после окончания саммита Шанхайского форума, киргизские власти объявили, что Пекин предоставит Бишкеку еще 1 млн долл. военной помощи.
Дело, однако, не только в цене территориальных уступок. Маленькая Киргизия, отделенная от огромного Китая 1000-километровой границей, больше полутора веков чувствовала себя в относительной безопасности под защитой царской, а затем советской России. Именно этим объясняется отсутствие в стране антирусских настроений. Здесь вспоминают теперь выступление в парламенте в начале 90-х старого аксакала: не трогайте русских, иначе придут китайцы, и тогда вы увидите конец света. В ходу нынче среди киргизов и другая поговорка: «Когда черный китаец появится, русский мужик отцом родным покажется».
Бишкек беспокоит наметившееся в последние годы сближение между Китаем и Россией. Киргизия, болезненно ощущающая утрату России в качестве военного щита, боится оказаться в вассальной зависимости от другой державы. При этом депутаты не строят иллюзий относительно готовности президента Акаева пойти на попятную в отношениях с Пекином. Они готовятся к иному варианту событий -- досрочному роспуску президентом строптивого парламента в расчете на то, что новые избранники народа не будут ставить киргизские палки в китайские колеса.
Аркадий ДУБНОВ