Время новостей
     N°191, 19 октября 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  19.10.2004
Уроды одной породы
Новая книжная серия издательства «Эксмо» называется «Парад уродов». Пока что безупречным кажется все: название, оформление, подбор авторов. «Эксмо» в принципе всегда отличалось заметными проектами: хороши были «Конец света», «Магический реализм» и «Игра в классику». Но как-то постепенно потускнели. В том числе и из-за отсутствия внятной концепции. У эксмошных «уродов» с концепцией все в порядке. Сформулировал ее английский писатель Джонатан Коу в комментарии к одному из романов: «обязательное чтение для тех людей (сколько их осталось?), которые не разучились смеяться, не отключая при этом мозги».

Легко догадаться, что речь идет о «смешной» прозе. Выдержать иронический пафос, не снижая при этом литературную планку, очень сложно. Пока что с этой задачей справилась только моя любимая серия «Зебра» (издательство «Фантом»). Но «Зебра» привечает по преимуществу авторов молодых и неизвестных. А «Парад уродов» уже записал в свои ряды колонну марширующих стариканов.

Над романом «Лукоеды» ирландского американца Джеймса Патрика Данливи (1926 г.р.) цивилизованный мир ржет последние лет тридцать. Сюжет прекрасен в своей идиотичности. В Покойницкий замок, где спокойно сибаритствует носитель избыточных анатомических органов Клементин Клейтон, вторгается банда лукоедов. Лукоеды навязчивы и прожорливы. Кроме того, они помешаны на изучении человеческой физиологии, и в замок их привела страсть к научным открытиям. Они раскладывают свои дождемеры, распускают ядовитых рептилий и приступают к таинственным раскопкам прямо в парадном зале дворца. Сюжет вполне подходит для экранизации на киностудии «Трома». В преддверии фестиваля кинотрэша рекомендую прочитать. Несмотря на очевидный дебилизм пересказа, это классика абсурдистской прозы.

Еще более знаменита «Белоснежка» Доналда Бартелми (1931--1989). Если Данливи -- апологет сюрреалистической традиции, то Бартелми -- постмодернист до мозга костей. Над его «Белоснежкой» уже обрыдались оскорбленные в лучших чувствах мамаши. Злобный фанат постструктурализма устроил в своем романе свальный грех всех популярных сказочных героев Старого Света. Белоснежка становится феминисткой, обретает наконец свободу и сексуальную активность. Не отстает от нее злая мачеха и прочие знаменитые ведьмы. А у читателя появляется шанс разобраться в сложных психологических парадигмах ХХ века. Фрейд отдыхает.

Помимо «уродов» преклонного возраста вышли на парад и дебютанты. Роман «Молодые, способные» (перевод с англ. У. Сапциной) -- первое произведение англичанки Скарлетт Томас. Структура сюжета напоминает «10 негритят» Агаты Кристи. Шестеро молодых людей -- кинооператор, философ, искусствовед, хакер, фотограф и математик -- оказываются на необитаемом острове. Все, кроме одного, бакалавры-отличники, мыкающиеся после университета в поисках работы. Все от отчаяния клюют на объявление «требуются молодые, способные», приезжают на собеседование, выпивают по глотку дежурного кофе и просыпаются среди океана. Отделавшись от шока, молодые люди вынашивают план побега. В доме, предоставленном в их распоряжение, обнаруживаются запасы еды из популярного британского супермаркета, небольшая библиотека, надувная лодка и остывший труп. Проявив чудеса изобретательности, невостребованные дарования конструируют самодельный мотор, добывают электричество, борются с собственными страхами, но в конце концов выясняют, что торопиться им некуда и незачем. В современной социальной действительности нет места для «молодых, способных». Расправившись с надоедливым трупом, они решают устроить себе «творческий» отпуск, а заодно решить свои личные и сексуальные проблемы. А поскольку количество юношей и девушек совпадает, то сделать это оказывается несложно.

В принципе роман Томас легко классифицировать как «необязательный, но приятный пустячок». Сюжет незамысловат, а по ходу дела он еще и провисает. Отдельные пазлы не стыкуются. Читатель так и не поймет, откуда взялся покойник и кому пришло в голову сослать шестерых выпускников престижных вузов Британии на необитаемый остров. Как выясняется, это и не важно. Молодые умники с кайфом проводят время, обсуждая подростковые сериалы, компьютерные игры, современный кинематограф и популярные ток-шоу. Выясняется, что голова среднестатистического отличника забита всякой дребеденью. А судьба героев австралийского сериала занимает их куда больше, чем здоровье собственных родителей. Все они жертвы стрессов мегаполиса и не ждут от жизни ничего хорошего. Выход один -- изобрести компьютерную игру под названием «жизнь», где всегда легко изменить исходные данные. Скарлетт Томас написала отменные диалоги, которые сами по себе легко могли бы стать основой для молодежного сериала. Если угодно, «Молодые, способные» -- это энциклопедия всех культовых увлечений молодежи нового века. А вообще-то это роман об инфляции реальности. А еще о том, что проще найти спутника жизни на необитаемом острове, чем на лондонской дискотеке. Не такой уж и пустяк. Очень обаятельная книжица.

Следующим номером «Парада» значится роман Уилла Фергюсона «Счастье (ТМ)». Издатели обещают книгу о конце света, диетических поваренных книгах, экономическом кризисе и массовом возделывании люцерны. Фергюсон уже получил в Европе «Медаль Ликока» за юмор, а в Канаде -- приз ассоциации писателей. Теперь вот спешит нас позабавить.

Наталия БАБИНЦЕВА
//  читайте тему  //  Круг чтения