"Коррупционер, взяточник, продажный" -- вот самый распространенный образ судьи в глазах россиян. Полный вотум недоверия отечественной Фемиде граждане нашей страны объявили во время репрезентативного опроса, проведенного недавно социологами Фонда «Общественное мнение» (ФОМ). Две трети россиян (67%) не сомневаются в том, что судьи берут взятки. В общем и целом деятельность судов в России отрицательно оценили 46% респондентов, в то время как положительно о системе правосудия отзывается почти в два раза меньше опрошенных (26%). Большинство выносимых сегодня приговоров, по мнению россиян, вообще несправедливы. Так, во всяком случае, считают 47% опрошенных, и лишь 24% граждан полагают, что ошибочные вердикты случаются нечасто. Несмотря на то что по некоторым показателям оценка деятельности системы отечественного правосудия в последние годы все же улучшается (например, в 2001-м о несправедливости приговоров говорили 58% респондентов ФОМ), она в любом случае свидетельствует о том, что россияне до сих пор не верят в существование эффективной системы защиты своих прав. И, естественно, несопоставима с оценкой эффективности третьей власти в государствах с развитой правовой системой. Для сравнения можно привести данные опроса, проведенного на днях социологической службой Gallup: работу Верховного суда США одобряет 51% взрослых американцев.
Впрочем, сами российские судьи, похоже, не считают столь низкую оценку своей деятельности откровенной пощечиной -- во многом потому, что не склонны, в свою очередь, доверять уже социологам. «Чем же при таком недоверии к судьям объяснить тот факт, что постоянно увеличивается количество обращений в суды с гражданскими исками -- за восемь лет этот показатель вырос с 1 млн до 6 млн в год, -- возмущался в беседе с корреспондентом «Времени новостей» председатель Совета судей России Юрий Сидоренко. -- А это ведь главный критерий отношения к правосудию, так как в гражданских делах сам человек запускает машину правосудия. О какой пристрастности можно говорить, когда в спорах с властью, в административных делах человек выигрывает 71 процесс из ста?» Косвенно подобные заявления г-на Сидоренко подтверждает, кстати, и опрос ФОМ. Полученные социологами цифры свидетельствуют о том, что за последние два-три года россияне стали чаще обращаться в суды.
Одной из главных причин формирования всероссийского недоверия к судьям Юрий Сидоренко считает постоянную публичную критику в адрес судебной системы, не прекращающуюся на протяжении последних лет. С другой стороны, председатель Совета судей убежден, что на такие социологические опросы должны обращать внимание не только служители Фемиды, но и представители других ветвей власти. По его мнению, данные ФОМ свидетельствуют также и о негативном отношении россиян к государственной власти в целом, частью которой является судебная система.
С этой точкой зрения согласны и политологи, занимающиеся проблемой коррупции. «Проводимые нами исследования близки к результатам, полученным социологами: не менее 75% граждан считают коррупцию проблемой судебной системы. Но я бы хотел оговориться, что часто ответы зависят от контекста анкеты, -- рассказал корреспонденту «Времени новостей» президент фонда ИНДЕМ Георгий Сатаров. -- К тому же опросы показывают, что очень высока корреляция между оценками коррумпированности и доверия власти -- показатели почти совпадают. И хотя, конечно, уровень коррупции в судах очень высок, надо признать, что с судами сталкивается относительно небольшая часть граждан, а потому опрошенные часто высказываются обо всей власти».
Действительно, судебная система страдает теми же пороками, что и все остальные ветви власти, которые часто своими действиями или бездействием только консервируют эти недостатки. Судебную реформу, которую называли одной из ключевых и первостепенных при проведении демократических преобразований в стране, власть так и не довела до логического завершения. Более того, кремлевского «куратора» правовой реформы Дмитрия Козака, с которым были готовы сотрудничать как либеральные, так и консервативно настроенные правоведы, недавно в пожарном порядке командировали на Северный Кавказ наводить порядок в самом взрывоопасном Южном федеральном округе. Причем в тот самый момент, когда президент Владимир Путин впервые открыто признал, что власти «позволили коррупции поразить судебную и правоохранительную сферы».
Примечательно, что желающие по-своему продолжить дело г-на Козака и исправить обозначенную в словах президента проблему нашлись почти сразу -- как известно, спикер верхней палаты парламента Сергей Миронов уже предложил, по сути, превратить судебную реформу в усиление зависимости третьей власти от исполнительной. Внесенный недавно Советом Федерации в Думу законопроект содержит две основные новации. Первая касается передачи Владимиру Путину права назначать гендиректора судебного департамента при Верховном суде и тем самым напрямую влиять на материальное обеспечение системы правосудия. Вторая предполагает реформу Высшей квалификационной коллегии судей, в которой, по замыслу г-на Миронова, будет лишь десять представителей, выбираемых судейским сообществом. Еще 20 (по десять от судей и от общественности) будут назначаться Советом Федерации и один -- президентом.
Как ни странно, этот законопроект, от которого поспешил откреститься Кремль и который сегодня пытаются представить как личную и заведомо провальную инициативу Сергея Миронова, на самом деле вполне отвечает представлениям граждан о месте судей в нынешней вертикальной России. Все тот же опрос Фонда «Общественное мнение» показывает, что количество сторонников независимой системы правосудия (40%) ненамного отличается от числа тех, кто считает необходимым подконтрольность третьей власти руководству страны (38%). При этом опыт проведения судебной реформы образца 2000 года показывает, что в условиях хронически негативного отношения граждан к служителям Фемиды власти умело представляли попытки судей отстоять свои привилегии и независимость как безответственность и потакательство коррупции. А любое критическое выступление подавалось как противодействие популярному президенту, пытающемуся "по просьбам трудящихся расчистить авгиевы конюшни правосудия". Сейчас этот сценарий может повториться.
Как вы в целом оцениваете деятельность российских судов и судей -- положительно или отрицательно?
Положительно |
26% |
Отрицательно |
46% |
Затрудняюсь ответить |
28% |
Одни считают, что в конфликтных ситуациях надо по возможности обращаться в суд. Другие считают, что в конфликтных ситуациях надо по возможности избегать обращения в суд. С какой точкой зрения -- с первой или второй -- вы согласны?
С первой |
39% |
Со второй |
44% |
Затрудняюсь ответить |
17% |
Одни считают, что суд в России руководствуется в своих решениях только законом. Другие считают, что суд в России в своих решениях руководствуется не только законом, но и другими обстоятельствами. С каким мнением -- с первым или вторым -- вы согласны?
С первым |
19% |
Со вторым |
62% |
Затрудняюсь ответить |
19% |
Одни считают, что большинство российских судей берут взятки, другие считают, что большинство российских судей взяток не берут. С каким мнением -- с первым или вторым -- вы согласны?
С первым |
67% |
Со вторым |
12% |
Затрудняюсь ответить |
21% |
Фонд «Общественное мнение». Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы -- 600 респондентов, 100 из которых входят и в общероссийскую выборку. Статистическая погрешность не превышает 3,6.