|
|
N°191, 19 октября 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Административная проформа
В России может появиться дирекция по борьбе с чиновниками
Спустя полгода после начала административной реформы российское правительство осознало: проводить преобразования органов госвласти гораздо сложнее, чем казалось. Уже ясно, что теоретические выкладки разработчиков этой реформы, без которой не наладить приемлемого механизма реализации других буксующих реформ, сталкиваются с массой субъективных и объективных проблем. Проще говоря, административная реформа близка если не к провалу, то к стагнации.
Такой вывод можно сделать, проанализировав проведенную весной трансформацию исполнительных органов федеральной власти. Создан "трехчлен", в которой министерства выполняют правоустановочные функции, федеральные службы -- контрольные и надзорные, а федеральные агентства оказывают услуги. Но на практике реального разделения функций между тремя типами органов исполнительной власти не произошло. «На бумаге функции органов власти разведены достаточно корректно. Однако в реальности министры претендуют на роль фактических «вице-премьеров» и авторитарных кураторов всех структур, находящихся в их ведении», -- говорится в аналитической записке, подготовленной одним из экспертных центров по просьбе кабинета министров, который в ближайший четверг рассмотрит ход административной реформы. Соответственно руководители федеральных служб и агентств воспринимают «своего» министра в качестве прямого начальника вопреки букве нормативных документов.
Иного, впрочем, трудно ожидать. В том числе потому, что, как напомнил «Времени новостей» председатель координационного совета предпринимательских союзов России Александр Шохин, руководители служб и агентств назначаются по представлению министров, а заместители глав ведомств -- непосредственно министрами. По словам г-на Шохина, который до недавнего времени возглавлял комитет по административной реформе РСПП, система получилась «какая-то недоделанная». Все надзоры, на его взгляд, должны подчиняться непосредственно правительству (сейчас Михаилу Фрадкову подчинена только Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору). Причем курировать их может второй вице-премьер. Только в этом случае удастся избежать конфликта интересов министерств и надзоров, которым ныне приходится контролировать своих непосредственных начальников.
В целом реформирование федеральных органов исполнительной власти, по оценке большинства экспертов, видимых результатов не принесло. Впрочем, полагают эксперты, пока и не могло принести. «Рано судить о результатах. Требуется время для притирки. Переходный процесс еще не завершился», -- сказал «Времени новостей» руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич.
Правительство, однако, не намерено терять темп административной реформы. Оно предполагает «углубить и расширить» эту реформу, не дожидаясь видимых результатов преобразований федеральной исполнительной власти. Основные направления, как предполагается, будут названы на заседании правительства в четверг. Среди них -- перенос реформы на регионы. Прежде такая задача не ставилась, все было подчинено анализу и оптимизации функций и структуры правительства, федеральных органов исполнительной власти. Не исключено, что вице-премьер, глава правительственной комиссии по административной реформе Александр Жуков предложит создать инфраструктуру управления реформой в регионах (в федеральных округах и субъектах федерации), включая соответствующие комиссии по административной реформе.
Впрочем, усиление управления амбициозной реформой, которая охватывает, по оценке аналитиков, более миллиона госслужащих и еще больше муниципальных, ожидается и на федеральном уровне. Практика показала, что деятельности правительственной комиссии, министерств и ведомств в этой сфере явно недостаточно. В отличие от первого этапа реформы, когда все решения принимались на уровне президента и правительства, второй этап потребует огромного количества согласований на всех уровнях административной вертикали. Поэтому правительственные эксперты предлагают сформировать специальную дирекцию по административной реформе, укомплектованную профессиональными менеджерами, имеющими опыт проектного управления. Кроме того, в каждом министерстве и ведомстве будет создана рабочая группа по административной реформе.
И, наконец, может быть, самое важное, почти революционное решение. Предполагается разработать и принять федеральную целевую программу, которая «подпитает» реформу финансами. Причем утверждать ФЦП в правительстве придется в максимально короткие сроки, чтобы успеть «вбить» расходы на ее выполнение в федеральный бюджет 2005 года. Поскольку его второе чтение бюджета намечено на 20 октября, соответствующие поправки могут быть внесены при подготовке документа к третьему чтению. Если правительство одобрит ФЦП по административной реформе, ведомству Алексея Кудрина придется постараться найти средства для ее реализации.
Сколько нужно денег из федерального бюджета, пока непонятно. В экспертных разработках, представленных в Белый дом, речь идет о 1 млрд 369 млн руб. на 2005 год, но с учетом софинансирования из бюджетов регионов. Всего же программа, рассчитанная на три года, «тянет» более чем на 9 млрд рублей.
Этой суммы, однако, может и не хватить. Как сообщил «Времени новостей» Александр Шохин, на заседании консультативного совета по иностранным инвестициям в сентябре в Москве вице-президент Всемирного банка по региону Европы и Центральной Азии Шигео Катсу сказал, что на проведение административной реформы в России потребуется 2 млрд долл. То есть в шесть раз больше, чем полагает правительство. Впрочем, планируется, что на административную реформу поработают и две другие программы -- президентская «Реформа государственной службы» и ФЦП «Электронная Россия».
Примечательно, что комиссия по административной реформе выявила сотни федеральных государственных учреждений, главным образом в регионах, которые неизвестны профильным ведомствам. При этом Минфин их исправно каждый год финансирует. По словам источника в Белом доме, в четверг правительство обяжет министерства в двухмесячный срок выяснить, что это за учреждения, существуют ли они до сих пор и что с ними делать. Щепетильность ситуации в том, что среди них есть социальные объекты -- детские сады, интернаты, медицинские учреждения. К ним, по утверждению чиновника, в правительстве предполагают отнестись с повышенным вниманием.
Михаил ВОРОБЬЕВ