|
|
N°191, 19 октября 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
От стабилизации к инвестициям
Минпромэнерго знает, как потратить стабфонд
В межведомственную дискуссию об использовании средств, которые копятся в стабилизационном фонде, включилось Министерство промышленности и энергетики. Пока министр Виктор Христенко совершал рабочую поездку по Средней Азии, его заместитель Андрей Реус направил в Минфин письмо с предложениями об использовании средств стабфонда, накопленных сверх уровня, установленного бюджетным законодательством. В послании очерчены три крупных направления для госинвестиций. Во-первых, крупные инфраструктурные проекты естественных монополий, а также реализация отдельных высокоэффективных инвестиционных проектов государственной важности и развитие ЖКХ. Во-вторых, нормальное финансирование уже принятых федеральных целевых программ. В-третьих, приобретение «зарубежных активов, в первую очередь объектов инфраструктуры нефтегазового комплекса и электроэнергетики».
Таким образом, Минпромэнерго встало на сторону Минэкономразвития, которое настаивает на инвестировании средств стабфонда. «Средства стабфонда -- свыше 500 млрд руб. -- должны инвестироваться в инфраструктурные проекты, -- заявлял ранее Герман Греф. -- Проедать эти деньги ни в коем случае нельзя, это самое бездарное». Однако конкретных проектов и направлений их использования глава МЭРТ предпочел не называть. Пока им противостоят Минфин, который намерен тратить эти деньги только на выплату внешних долгов и компенсацию возможных потерь Пенсионного фонда, и вице-премьер Александр Жуков, считающий госинвестиции «рискованными». Впрочем, борьба идет на концептуальном уровне, а настоящий дележ начнется, когда к кампании подключатся потенциальные получатели -- региональные власти, монополии и другие приближенные к власти компании.
Правительство в конце августа поручило Минфину и профильным министерствам к 1 ноября представить предложения о том, куда расходовать средства стабфонда, накопленные сверх установленного законом базового уровня в 500 млрд руб. (столько в законе определено в качестве «подушки безопасности» бюджета на случай резкого падения цен на нефть). Минфин ожидает, что объем стабфонда превысит этот показатель уже к концу года и на начало 2005 года с учетом переходящих остатков бюджета составит более 560 млрд руб. Соответственно уже в рамках бюджета-2005 можно будет начать тратить «излишек».
Осуществлять госинвестиции в инфраструктуру Минпромэнерго предлагает путем выделения правительственных гарантий под кредиты. «Возможно выделение средств в качестве гарантий обеспечения кредитов, используемых на строительство нефте- и нефтепродуктопроводов, газопроводов, ЛЭП, генерирующих мощностей и т.д., на возвратной основе, в первую очередь в районах Восточной Сибири и Дальнего Востока», -- говорится в письме. Объемы предполагаемых вложений ведомство Виктора Христенко не раскрывает.
Часть средств, по мнению Минпромэнерго, может быть направлено «на обеспечение финансовых обязательств по реализации федеральных целевых программ и федеральных адресных инвестиционных программ». В частности, на дополнительное финансирование ФЦП «Энергоэффективная экономика» в 2005 году требуется 3,2 млрд руб., на «Реформирование и развитие ОПК» -- 1,2 млрд, «Национальная технологическая база» -- 1,1 млрд руб. А, к примеру, на финансирование работ по созданию регионального самолета семейства RRJ потребуется дополнительных бюджетных средств в размере 250 млн долларов.
Средства стабфонда, как считают в Минпромэнерго, могут помочь создать условия для приобретения российскими госкомпаниями объектов инфраструктуры нефтегазового комплекса и электроэнергетики за рубежом, что необходимо для увеличения экспортных возможностей России.
В качестве примера в письме Алексею Кудрину приводится деятельность РАО «ЕЭС России» в Средней Азии, и «в первую очередь -- в Таджикистане (Сангтудинская и Рогунская ГЭС) и Киргизии (Камбаратинские ГЭС-1 и ГЭС-2)». «Получение возможности контролировать работу этих ГЭС отвечает стратегическим интересам группы РАО, направленным на получение доминирующих позиций на рынке электроэнергии этого региона, а также обеспечение России дешевой электроэнергией», -- пишет Минпромэнерго. Использование на эти цели 1,3--1,4 млрд долл. из стабилизационного фонда со сроком возврата в течение 5--7 лет позволит энергетической монополии «выступить в качестве стратегического инвестора, что помимо контроля над построенными объектами позволит обеспечить максимальное привлечение российских поставщиков оборудования, подрядных и строительных организаций».
Алексей ГРИВАЧ