|
|
N°191, 19 октября 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Без Китая, но с Россией
Буш нашел поддержку в далеком Душанбе
Вчера Россия стала членом еще одной международной организации -- Центральноазиатского сотрудничества (ЦАС). ЦАС был образован в феврале 2002 года Казахстаном, Киргизией, Таджикистаном и Узбекистаном. А вчера протокол о присоединении к ЦАС подписал в Душанбе на саммите организации президент России Владимир Путин. Таким образом, теперь в регионе появилась мини-ШОС. Ведь Шанхайская организация сотрудничества отличается от ЦАС только присутствием в ней Китая. Однако в отличие от ШОС, в которой Москва делит лидерство с Пекином, в ЦАС вчера была подтверждена безусловно главенствующая роль России. Ярче и откровеннее всех это выразил президент Узбекистана Ислам Каримов. «Мы не просто видим в лице России донора, который мог бы вносить вклад в реализацию многих проектов, но и ценим роль России в разрешении некоторых конфликтных ситуаций», -- заявил узбекский лидер. «Давайте не будем молчать, -- со свойственной ему эмоциональностью добавил г-н Каримов. -- Эти ситуации могут потенциально возникнуть в нашем сотрудничестве и взаимоотношениях».
Ислам Каримов даже отдельно обратился к журналистам с просьбой подчеркнуть это обстоятельство, заметив, что, «как показывает исторический опыт, Россия всегда была той державой, которая разрешала многие проблемы». Это признание кажется примечательным, если вспомнить, что учебники в нынешнем Узбекистане советский период в истории страны представляют не иначе, как тяжелое «колониальное» прошлое. Но теперь, видимо, и это в прошлом. «Россия, которая сегодня подвергается массированной атаке со стороны международного терроризма, -- говорит г-н Каримов, -- прекрасно понимает, что значит для нее мир и стабильность в Центрально-Азиатском регионе».
Но если борьба с терроризмом стала для Ислама Каримова главной причиной для приглашения России вступить в ЦАС (авторство этой идеи особенно подчеркивалось на саммите в Душанбе), то для Владимира Путина она стала поводом, чтобы обстоятельно высказаться относительно последствий, грозящих миру в случае поражения Дж. Буша на предстоящих президентских выборах в США. Хотя российский президент и оговорился, что "мы с уважением примем любой выбор американского народа" и "нам бы не хотелось портить отношения ни с одним из кандидатов", но фактически он поддержал Буша. «Международный терроризм ставит перед собой цель нанести максимальный ущерб Бушу в предвыборной борьбе», -- заявил российский президент. Он добавил, что если террористы «добьются этой цели, они будут праздновать победу тактическую, но весьма важную для них и над Америкой, и в известном смысле над международной антитеррористической коалицией, имея в виду ту роль, которую Америка играет в ней».
Столь откровенный и серьезный кредит доверия, оказанный президенту Бушу из далекого Душанбе, должен был показаться политическим бальзамом, пролитым Москвой и на столицы Центральной Азии. Президенты Киргизии и Узбекистана, Таджикистана и Казахстана теперь окончательно перестанут комплексовать, не слишком ли далеко они заходят в военном сотрудничестве с Вашингтоном, позволяя ему пользоваться военными базами на их территории, что, казалось, могло подорвать доверие к ним со стороны Москвы.
Пожалуй, выступление Владимира Путина стало главным событием саммита ЦАС. Сказанные им слова кажутся гораздо важнее звучавших там обещаний счастливого будущего, которое ожидает страны региона после присоединения к ним России. Ведь даже давая их, президенты уже фактически вступали в полемику между собой. Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев говорил: «В рамках ЦАС мы можем создать зону свободной торговли и нормально торговать между собой». А Ислам Каримов как бы поправляет коллегу: «Там, где можно, границы надо открывать, но цивилизованно и так, чтобы не было контрабанды товаров». Очевидно, узбекский президент знает, о чем говорит. Ведь с тех пор, как Ташкент, пытаясь стимулировать собственных товаропроизводителей, ввел два года назад почти 80-процентные пошлины на импортные товары, узбекский рынок опустел. А узбекским властям пришлось закрыть свои границы с Казахстаном, чтобы воспрепятствовать увеличению потока контрабанды в страну.
Но если вспомнить, что отдельные участки границы Узбекистана с Киргизией и Таджикистаном до сих пор заминированы в целях «борьбы с проникновением террористов» в Узбекистан (хотя это никак не сказалось на эффективности борьбы, подрывались на минах только мирные жители), то надеяться на скорые успехи в деятельности ЦАС не приходится. Если не считать того единственного результата, который должен быть достигнут уже через три месяца, -- речь о составлении общего списка запрещенных террористических организаций. Ну и не относится этот пессимизм, пожалуй, к тем проектам, которые собираются реализовать члены ЦАС с помощью российского капитала в энергетической, транспортной и продовольственной сферах. Тем более когда Владимир Путин и не скрывал, что «присоединение России к ЦАС продиктовано ее собственными национальными интересами».
Нурулло МУХТОРОВ, Душанбе, Аркадий ДУБНОВ