|
|
N°190, 18 октября 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Юбилей мертвого браузера
Борьба Microsoft и Google вступила в активную фазу
На прошлой неделе культовый программный продукт -- интернет-браузер Navigator, программа для просмотра веб-страниц производства компании Netscape, -- отметил десятилетие. В ту далекую (на кoмпьютерном рынке десять лет равны целой эпохе) пору никто не мог допустить, что Microsoft со своим фантастически ненадежным и появившемся позже продуктом Internet Explorer сможет хоть немного потеснить Navigator. Тем не менее у Гейтса все получилось после того, как IE стал бесплатным и вошел в стандартный комплект поставки Windows. В 2000 году это стало основным пунктом обвинения в нарушении антимонопольного законодательства, которое минюст США предъявил корпорации.
Теперь Microsoft, похоже, больше нет дела до судьбы IE, который стал технологическим стандартом и к которому массовый пользователь успел привыкнуть настолько, что других продуктов того же класса просто не замечает. Как сообщает информационное агентство CNET, Netscape отмечает десятилетие в условиях, когда Microsoft IE много лет не демонстрировал существенных усовершенствований, предоставив шанс молодым конкурентам, включая потомка Netscape -- Firefox, Opera от Opera Software и Safari от Apple Computer. Несмотря на благоприятные возможности на рынке браузеров, слабеющий Netscape после того, как в 1999 году компанию приобрела AOL почти за 5 млрд долл., может оказаться на обочине.
Зато набирает популярность его потомок, браузер Firefox. Еще до выхода полноценной версии 1.0, который планируется на вторую неделю ноября, Firefox перевыполнил свой план в 1 млн загрузок за десять дней. Возможно, Firefox способен к реваншу над Microsoft, сохраняющей пока что бесспорное лидерство.
Интереснее, впрочем, другое. Теперь на рынке поисковых систем складывается ситуация, очень похожая на ту, что имела место в середине 90-х, перед началом противостояния Microsoft и Netscape. Корпорация Билла Гейтса объявила о намерении использовать свое господствующее положение для того, чтобы встроить в будущие версии Windows средства поиска данных в Интернете. Если эти намерения реализуются, нынешнего лидера рынка, поисковую систему Google, может постигнуть печальная участь компании Netscape.
Однако Google, в отличие от Netscape, не ожидает атаки превосходящих сил Microsoft, а сама осуществляет вторжение там, где ее меньше всего можно было ждать. Теперь любому посетителю сайта desktop.google.com предоставляются услуги поиска данных не только в Интернете, но и на собственном компьютере. Это перчатка, прилюдно брошенная к ногам Microsoft, -- такого рода поисковые функции присущи операционным системам. В течение ближайших месяцев нам предстоит наблюдать увлекательный поединок компаний, сражающихся за наши с вами пользовательские предпочтения.
Напомним, что Google стала публичной, разместив минувшим летом на бирже NASDAQ 19,6 млн акций, которые к настоящему времени выросли в цене более чем на 30%. Средств для развития у компании теперь более чем достаточно. Кстати говоря, среди части российских участников рынка интернет-проектов ходят слухи о том, будто бы Google приценивается к Яндексу.
Александр ПАВЕЛЬЕВ