|
|
N°191, 19 октября 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Моджахедов -- в отставку!
Хамид Карзай собирает власть в кулак
В Афганистане неспешно продолжают обрабатывать результаты президентских выборов, состоявшихся 9 октября. Подсчитано 13% бюллетеней, лидирует глава переходной администрации страны Хамид Карзай. Большинство из его 15 соперников, объявивших было в день выборов бойкот голосованию, после бесед с послом США в Афганистане Залмаем Халилзадом отказались от своего демарша. Так что никаких сенсаций не будет, президентом Афганистана еще до конца октября (называется дата 31 октября), во всяком случае до президентских выборов в США 2 ноября, будет объявлен 48-летний пуштун Хамид Карзай.
В ходе предвыборной кампании он неоднократно заявлял, что в случае победы не пойдет на формирование коалиционного правительства. Это намек на то, что влиятельным фигурам из Северного альянса, вынесшим основную тяжесть войны с талибами, в будущем кабинете мест не найдется. Что соответствует устремлениям как самого Карзая, так и его американских патронов. До выборов он вынужден был мириться с присутствием бывших моджахедов-северян в руководстве страны, поскольку они контролировали силовые структуры и худо-бедно, но обеспечивали стабильность в переходный период. Однако, получив легитимный статус главы государства, Хамид Карзай может уже не стеснять себя в кадровой политике. Хотя еще задолго до выборов Карзай отказался взять вице-президентом в свою будущую команду министра обороны Афганистана маршала Фахима, бывшего лидера Северного альянса и таджика по национальности.
Ожидается, что многие министры переходной администрации распрощаются с портфелями на том основании, что согласно конституции министром не может стать человек без высшего образования. Любопытно, что новая афганская конституция не вводит образовательный ценз для кандидатов на посты президента и вице-президентов страны.
Уже лишились постов известные полевые командиры Северного альянса -- губернатор Герата Исмаил Хан, замминистра обороны Барьялай, начальник главного управления нацбезопасности Ариф, министр планирования Мухакик.
Зато Карзай наладил тесные отношения с духовными лидерами Северного альянса. Речь идет о Бурхануддине Раббани (бывшем президенте страны), Абдулле Сайафе (лидере Исламского объединения Афганистана) и Мухсини (лидере шиитской Партии движения). Эти влиятельные персоны останутся в тени, но посты в руководстве получат их ставленники. К примеру, с благословения Раббани вице-президентом станет муж его дочери, младший брат легендарного Ахмад-шаха Масуда, бывший афганский посол в Москве Ахмад Зия Масуд, министром просвещения -- Мушахед, губернатором Герата -- Хайрхах. Хотя очевидно, что эти фигуры лишены той харизмы, которой обладали их предшественники, особенно Юнус Кануни и Исмаил Хан.
Таким образом экс-президент Раббани свел счеты со своим соратником по Северному альянсу Кануни, за то, что в декабре 2001 года во время Боннской конференции по Афганистану тот отказался поддержать Раббани в его претензиях на пост главы государства и отдал предпочтение предложенной США кандидатуре Хамида Карзая. А накануне нынешних выборов именно Раббани предложил Карзаю вместо Фахима взять в команду своего зятя, Зия Масуда. В отличие от маршала младший Масуд неамбициозен и не станет препятствовать политике пуштунизации страны, которую намерено проводить карзаевское руководство. Его ядро составляют пуштунские националисты -- глава МВД Джалали, министр реконструкции деревень Атмар, министр по делам племен Нурзаии и министр финансов Ашраф Гани Ахмадзай.
Такая же история с Сайафом, который является для кабульцев одним из самых ненавистных политиков. Отряды этого моджахеда превратили афганскую столицу в развалины и были безжалостны к ее жителям во время гражданской войны 1992--1996 годов. А сегодня протеже Сайафа получают ключевые посты в кабинете Карзая. Председателем Верховного суда станет известный ненавистник свободы слова Шенвари, а губернатором Кабула -- мулла Таж Мухаммад.
Весьма искусной представляется тактика Хамида Карзая и по отношению к талибам и сторонникам исламистского лидера непримиримых пуштунов, экс-премьера Гульбеддина Хекматиара. Перед выборами Карзай призывал их к участию в «строительстве родины». А один из заместителей Хекматиара, Сабавун, получил пост министра без портфеля. Это нейтрализовало угрозы талибов и Хекматиара сорвать президентские выборы.
Теперь в новой команде Карзая можно выделить три категории людей: пуштунские националисты, исламские фундаменталисты и те, кто не относится к первым и ко вторым, не имея значительной поддержки среди афганской элиты. Это в основном представители этнических меньшинств -- хазарейцы, таджики, туркмены. Эти три группы и претендуют на создание гражданского общества и демократического государства. Демократия эта, однако, будет с очень выразительным афганским лицом.
Хазрат ВАХРИЗ, Кабул, Аркадий ДУБНОВ