|
|
N°190, 18 октября 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Сыновняя благодарность
Эмир Катара пустил домой родного отца
В Катаре произошла развязка шекспировской драмы, продолжавшейся почти десять лет. 27 июня 1995 года к власти в эмирате Катар пришел нынешний эмир Хамад бен Халифа Аль Тани. Новый монарх получил трон в результате переворота. Бескровного, правда, но сверг с престола он не кого-нибудь, а собственного отца, когда тот безмятежно отдыхал во Франции.
С тех пор свергнутый эмир, которого уже именовали просто шейх Халифа, жил в изгнании. В соседних с Катаром Объединенных Арабских Эмиратах у него было несколько приличных дворцов, но экс-монарх также подолгу жил во Франции. В последние годы появились сообщения, что во время своих поездок в Европу ему стал наносить визиты вежливости почтительный сын.
Катарцы (население всего около 850 тыс. человек, среди них много иностранных рабочих и выходцев из соседних стран) сейчас уверяют, что переворот пошел им только на пользу. Страна богата нефтью и занимает третье место в мире по запасам природного газа, но прежний эмир не использовал этих преимуществ, хотя встал у руля еще в 1972 году, через год после получения Катаром независимости от Великобритании (род Аль Тани правит в Катаре с середины XIX века). Вскоре после его свержения стали распространяться слухи, что шейх Халифа был скуповат и недальновиден, а его богатства лежали в сундуках без всякого движения. В народе шептались, что припрятанные банкноты как-то даже сгрызли крысы. «Столица Доха до 1995 года была деревня деревней. Прежний эмир не тратился на развитие инфраструктуры», -- объяснил «Времени новостей» глава представительства катарской телекомпании «Аль-Джазира» в Москве г-н Акрам Хузам. А вот нынешний эмир, по его словам, оказался большим реформатором.
Тем не менее приход к власти в результате переворота и разрыв связей с отцом омрачали имидж нового правителя. А в феврале 1996 года родственники попытались свергнуть и его. Заговор был раскрыт, заговорщики приговорены к смертной казни, но эмир проявил милосердие и не стал их казнить, оставив, впрочем, в тюрьме. Прослеживалась связь мятежников с «Движением за восстановление законности», основанным свергнутым эмиром. И вот теперь состоялось примирение между отцом и сыном.
72-летний изгнанник шейх Халифа не был дома почти десять лет. Он вернулся в Доху в конце прошлой недели, чтобы похоронить супругу и, возможно, вообще остаться на родине. В аэропорту эмира-отца, как его называют в стране, тепло встретили родные во главе с нынешним эмиром. Этот шаг монарха прибавит светлых штрихов к его портрету. 52-летний эмир умеет быть гибким и не жестоким, что для Москвы тоже важно из-за истории с двумя россиянами, отбывающими пожизненный срок в катарской тюрьме.
Если сидеть, то уж лучше на родине
Секретарь Совета безопасности России Игорь Иванов дал вчера понять, что россияне, приговоренные 30 июня к пожизненному заключению в Катаре, имеют шанс вернуться на родину в ближайшем будущем. По данным «Времени новостей», в Москве ожидают, что это случится до конца этого года. У «ВН» есть также информация, что Москва и Доха сейчас близки к заключению особого двустороннего соглашения. Оно позволит катарским властям передать Москве российских арестантов (их обвинили в убийстве 13 февраля проживавшего в Катаре чеченца Зелимхана Яндарбиева) для того, чтобы они отбыли срок в российской тюрьме. «Это было бы лучшим решением», -- сказал вчера нашему изданию известный катарский адвокат г-н Наджиб ан-Нуайми. Он признает, что все подробности засекречены, но известно, что в катарской тюрьме «для россиян созданы хорошие условия, их регулярно навещают представители российской стороны, однако понятно, что им хотелось бы вернуться на родину».
"Надеемся, что вопрос будет решен таким образом, чтобы наши граждане вернулись как можно скорее", -- подтвердил вчера г-н Иванов, который уже дважды вел в Катаре переговоры на высоком уровне в связи с делом наших сограждан. «Мы не оставим наших граждан в Катаре без внимания и помощи государства», -- добавил секретарь Совбеза России.
Елена СУПОНИНА
Елена СУПОНИНА, Валентина КУЛЯБИНА