Время новостей
     N°107, 21 июня 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  21.06.2001
Гуманисты, вперед!
Граждане России могут по праву чтить свой Уголовный кодекс
Гражданам теперь не стоит бояться правоохранительной системы своей страны. Новая редакция Уголовно-процессуального кодекса, в отсутствие которой граждан демократической России судили по советскому закону тридцатилетней давности, принята вчера Думой во втором чтении. "Весь судебный пакет не стоит одной главы УПК, настолько он масштабен", -- не без пафоса повторяли после итогового голосования авторы-разработчики кодекса. К этому историческому событию депутаты Дум двух последних созывов шли в общей сложности четыре года.

Если верить авторам проекта, благодаря новому УПК невинно осужденных, а также незаконно выпущенных на свободу в России больше не будет. «Принятый проект на порядок увеличивает необходимые гражданам гарантии, положительно скажется на экономическом положении и инвестиционном климате страны», -- заявил отвечающий за судебную реформу замглавы президентской администрации Дмитрий Козак.

Итак, согласно новому УПК уже с 1 января 2002 года обвиняемый в совершении преступления сможет самостоятельно выбирать -- будет его судить один профессиональный судья или целых трое. Народные заседатели, именуемые в народе «кивалы», со следующего года канут в Лету. С 2003 года повсеместно по России будут организованы суды присяжных. А с 2004 года санкции на арест и обыск будут выдаваться не прокурором, а судом.

Роль прокурора в процессе существенно урезается. Из центральной фигуры он превращается в участника процесса -- сторону обвинения, наравне с защитой. Главной же своей потерей прокуратура считает коренное изменение порядка рассмотрения дел в конечной -- надзорной инстанции. Раньше прокурор мог опротестовать уже вступившее в силу решение, а суд, не заслушивая мнения сторон, изменить свое решение. Отказать прокурору в рассмотрении его протеста судья не имел права. Теперь надзорные жалобы прокуроры будут приносить по тем же правилам, что и защита. «Проснулся», по образному выражению полпреда президента в Думе Александра Котенкова, ко второму чтению и Верховный суд, который только вчера осознал, что для рассмотрения по новым правилам надзорных жалоб у него не хватает кадров. Судьям лишь пообещали увеличить штатное расписание, а просьбу перенести рассмотрение главы о надзоре на осень отклонили.

Не сможет теперь прокуратура и контролировать возбуждение уголовных дел. Эту поправку "продавила" лично Елена Мизулина, при этом не все депутаты понимали, за что голосуют. Г-жа Мизулина, говоря о возбуждении дел, агитировала депутатов голосовать за ее личную поправку и против одобренного комитетом президентского варианта. И выиграла: отныне дело считается возбужденным, если в течение суток с момента вынесения следователем соответствующего постановления прокурор не вынес постановления об отказе в возбуждении этого дела. Если отказа нет, дело по умолчании считается возбужденным. Президент же полагал, что без санкции прокурора дела возбуждать нельзя.

Пострадает от реформы и следствие: суд больше не сможет давать ему дополнительное время на доследование. При недостаточности доказательств вины отныне он должен будет отпускать обвиняемого из зала суда.

Кроме того, в уголовном процессе появился принципиально новый для России институт «сделки». Если обвиняемый признает свою вину, с его согласия и с согласия прокурора его дело рассматривается в упрощенном порядке. По замыслу президента, такой порядок мог применяться, если срок, который грозит обвиняемому, не превышает 10 лет. Депутаты «скостили» этот срок до трех лет. Так что "по-простому" будут рассматриваться только нетяжкие преступления.

Вконец измученные без малого десятичасовым обсуждением проекта, депутаты, когда дело дошло до голосования в целом во втором чтении, выдали аж 290 голосов "за". Другого от них никто и не ждал. Ведь недавно лидеры всех парламентских фракций и депутатских групп при личной встрече заверили Владимира Путина в своей поддержке.

Впрочем, у ведомств, которые считают себя обделенными при принятии УПК, остались еще шансы повлиять на содержание кодекса. Впереди третье, редакционное чтение, в ходе которого иногда в законы включаются и вполне содержательные поправки. Кроме того, кодексу предстоит получить поддержку сената. Но если у новой редакции УПК останется нынешняя политическая поддержка, то гражданам больше не надо будет бояться человека с Уголовным кодексом.

Светлана МИХАЙЛОВА