Время новостей
     N°190, 18 октября 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  18.10.2004
Первый блин.com
Театральный интернет-фестиваль открылся неказисто
Если бы фестиваль, названный «Театральной паутиной», проходил только в реальном, а не в реальном плюс виртуальном пространстве, устроители могли бы торжествовать: этакий переаншлаг! Однако ради прорыва в Сеть все дело и затевалось. Конфуз случился именно потому, что первому спектаклю фестиваля, «Семейному счастию» «Мастерской Петра Фоменко», зрители уделили слишком много внимания.

На торжественном открытии в Центре имени Мейерхольда главный идеолог интернет-театра и ректор университета «Интерстудио» Елена Левшина настойчиво убеждала собравшихся: скоро актеры выйдут на сцену, если хотите -- оставайтесь, живой театр прекрасен, но лучше едемте в Театральный центр на Страстном, там спектакль будут транслировать, и такого еще никто не видел. Она говорила чистую правду.

Телевизионные показы спектаклей лишают зрителя весьма существенного права: выбирать то, что интереснее всего в данную секунду. Сидя в зрительном зале, я сам решаю, что мне важнее: лицо Гамлета, череп в его руке, остроумный могильщик или общее расположение фигур в пространстве; в телеспектакле за меня это уже решил тот человек, что монтировал пленку. «Театральная паутина» предложила интересный компромисс: несколько экранов (для начала три), несколько ракурсов, куда хочешь, туда и смотри. Вот общий план; вот лица актеров (интересно бы вглядеться в крупные планы Ксении Кутеповой, играющей тонко и не по годам мудро); вот лица зрителей и т.д. Переключать внимание придется резко, не как в театре: удобно ли это будет? Надо ли увеличивать число экранов, и сколько их должно быть в идеале: пять? девять? двенадцать? Любой ли спектакль стоит показывать подобным образом? Конечно, такие вопросы можно решить только методом научного тыка: сначала попробуем, а потом подумаем.

В афише «Театральной паутины» помимо «фоменок» наличествуют чудесный кукольный театр «Тень», пермский Балет Евгения Панфилова, «Геликон-опера» и т.д. Ясно, что организаторы (Елена Левшина, Игорь Овчинников, Сергей Штернин) сознательно выбирали спектакли, максимально непохожие друг на друга. В красивом черно-белом буклете фестиваль восторженно приветствуют Михаил Швыдкой («Театральная паутина» открывает двери в будущее искусства») и Александр Калягин («Пусть новый фестиваль станет широким и уверенным шагом театра и хай-тека навстречу друг другу»). Еще в этом буклете есть текст «От организаторов»: его явно писал человек, специализирующийся на проведении новогодних елок и прочих первомаев: «Каждый вечер сотни тысяч зрителей в театральных залах России с замиранием сердца ждут встречи с волшебным искусством сцены» и т.д. Хай-тек, говорите? Ну-ну.

Впрочем, там есть и вполне разумный, содержательный текст, где говорится о достоинствах и недостатках интернет-театра. К первым (в сравнении с телетеатром) относятся дешевизна съемки, большая степень зрительской свободы, доступность в любой точке планеты. Ко вторым -- то, что сегодня видеоматериалы в Интернете стоят весьма недешево, а качество картинки почти никем не гарантируется. Организаторы честно предупредили: «Мы не можем даже приблизительно оценить, какому количеству интернет-пользователей будут интересны наши трансляции, и поэтому не можем заранее просчитать необходимую мощность наших серверов».

И не просчитали.

На сайте fest.theatre.ru к началу фестиваля зарегистрировалось больше тысячи человек. Сколько пользователей попыталось на него зайти без регистрации, никто не знает. Лимит подключений к «Семейному счастию» был исчерпан еще до первого звонка. Перегруженный сервер стал отказывать всем подряд: виртуальное театральное пространство не позволяет ни постоять в проходе, ни повисеть на люстре.

По спутниковым каналам спектакль вроде бы шел без особых проблем (сеть «Культура ComSat» мужественно держалась от начала до конца, сеть МЦФЭР во втором действии засбоила). На сцене -- полагаю, что не хуже, чем обычно, то есть либо очень хорошо, либо восхитительно. Что же касается ТЦ на Страстном и приехавших туда журналистов, то, как говорит один из персонажей «Чайки», мы попали в запендю. Из трех экранов работал один, а о качестве изображения можно сказать только одно: звук был еще хуже. С телеспектаклями «Мастерской Петра Фоменко» увиденное Интернет-знает-что даже рядом не стояло.

Огорчаться или радоваться по этому поводу, я не знаю. «Театральная паутина» оказалась гораздо нужнее и заманчивее, чем думали те, кто ее сплетал: организаторов есть с чем поздравить. В день открытия они, однако, порядочно обмишулились: есть чему посочувствовать. Посмотреть, как «театр идет по проводам» (боевой слоган интернет-фестиваля) и что получается, когда он доходит до зрителя в нормальном виде, все-таки любопытно. У «Паутины» есть еще четыре попытки, включая сегодняшнюю.

Александр СОКОЛЯНСКИЙ
//  читайте тему  //  Театр