|
|
N°189, 15 октября 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Хорошему танцору корона не мешает
Нового короля Камбоджи на трон затащили силой
В королевстве Камбоджа (бывшая Кампучия) вчера был избран новый монарх -- принц Нородом Сиамони, один из сыновей известного всему миру престарелого короля Нородома Сианука. Неделю назад тяжелобольной Сианук ошарашил своих подданных, неожиданно объявив о своем отречении от престола. 81-летний король, который сейчас лечится в Пекине, объяснил свой шаг тем, что его смерть на троне станет "концом кхмерской монархии и катастрофой для Камбоджи и ее народа, который может не пережить еще одной напасти". Под предыдущей «напастью» монарх подразумевал правление тиранического режима Пол Пота, который в 1975--1979 годах уничтожил почти 2 млн камбоджийцев.
Однако с кандидатурой нового короля все оказалось не так просто. В Камбодже вообще не существовало внятного закона о престолонаследии. Монархия здесь конституционная, и король не столько правит, сколько царствует. Зато все камбоджийцы почитают его как символ национального единства, а многие -- как живое божество. И чтобы выйти из кризиса, парламенту страны на прошлой неделе пришлось в срочном порядке принимать поправки к конституции, согласно которым нового короля в случае отречения монарха должен избрать совет из «девяти уважаемых людей» -- председателей обеих палат парламента, их заместителей, премьер-министра и двух высших буддистских иерархов.
Тут и возникла проблема. Сианук, ставший королем еще в 50-х годах, возглавлявший борьбу за независимость страны кхмеров от Франции, потерявший власть во время переворота 1970 года и вернувшийся на трон в 1993-м, является бесспорным лидером нации. Однако авторитет его потомков-принцев не столь велик. Главным кандидатом на королевский титул считался Нородом Ранарит, сводный старший брат Сиамони, занимающий пост председателя камбоджийского парламента. Однако против сильного государственного деятеля Ранарита резко выступил поддерживаемый Китаем премьер-министр страны Хун Сен, давний оппонент Сианука. Ему, видимо, не хотелось видеть на троне потенциального мощного соперника.
Тогда в качестве альтернативы возникло имя 51-летнего принца Нородома Сиамони. Однако этот вполне достойный человек никогда особенно не интересовался политикой. Более того, Сиамони персонаж совершенно богемный: любовь всего королевского дома Камбоджи к музыке и кинематографу он сделал своей профессией. Сиамони закончил музыкальную академию в Праге, учился кинематографии в КНДР, был танцовщиком, а в 70-х годах стал балетмейстером. После возвращения Сианука на трон принц получил приятную и непыльную синекуру: он стал представлять Камбоджу в ЮНЕСКО в Париже. Любопытно, что помимо родного кхмерского и традиционного для Камбоджи французского Сиамони владеет еще чешским и русским языками.
«Совет девяти» единогласно одобрил кандидатуру богемного принца. Но профессору-балетмейстеру Сиамони свалившаяся на него власть была совершенно не нужна. Он спокойно жил в своей скромной парижской квартире, занимался искусством, а корона страны, где ему в эпоху «красных кхмеров» пришлось просидеть четыре года под «дворцовым арестом», его не прельщала. Однако Ранарит, понимавший, что Хун Сен не поддержит никого из принцев, кроме Сиамони, буквально затащил брата на трон, заявив ему: «Если ты не взойдешь на престол, все будет очень плохо». В этой ситуации Нородом Сиамони был вынужден покориться воле семьи.
Однако многие полагают, что новый монарх -- «джентльмен, приятный во всех отношениях» -- не очень подходит для того, чтобы сидеть на троне. Французский ученый Клод Жак, знакомый с Сиамони по ЮНЕСКО, отметил, что тот «не выглядит очень сильным человеком». Он, впрочем, добавил, что «видел много людей, выглядевших слабаками, но они отлично работали на высоких постах». С другой стороны, историк Камбоджи Дэвид Чэндлер заявил, что «люди, встречавшиеся с Сиамони, отмечают, что он симпатичный, честный и талантливый человек». Так что преемник Сианука может оказаться не самым плохим монархом.
Есть и еще одна проблема: Сиамони до сих пор холостяк. И в случае его смерти или отречения «совету девяти» придется выбирать короля из принцев, относящихся к боковым ветвям династии. А это может вызвать сомнение в легитимности следующего монарха.
Сейчас новый король находится вместе с отцом в Китае. 29 октября в Камбодже состоится очень скромная коронация, "чтобы сберечь народные деньги", как пояснил Сианук. После этого бывший танцор начнет привыкать к королевской жизни, а Нородом Сианук собирается окончательно отринуть все мирское и поселиться у знаменитого храма Ангкор Ват на северо-западе страны.
Владимир ДЗАГУТО, Валентина КУЛЯБИНА