|
|
N°189, 15 октября 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Угнать за 1800 рублей
Власти Москвы демонстративно наказали 30 автомобилистов
Московские власти в очередной раз продемонстрировали, что транспортные проблемы столицы они намерены решать исключительно репрессивными мерами. Изображая усердие в борьбе с пробками, а также с нарушителями правил дорожного движения, сотрудники городской автоинспекции вчера провели показательную «порку» автомобилистов. В ходе широко анонсированной накануне «специальной акции» со Смоленской площади были эвакуированы на штрафстоянки более 30 автомобилей. Тем самым мэрия и столичная ГИБДД дали понять, что для них не писаны некоторые положения Кодекса об административных правонарушениях, предусматривающие ответственность за использование эвакуаторов. Впрочем, игнорированием правовых норм сегодня трудно удивить столичных автомобилистов, которые за прошедший месяц пережили «антитеррористическое» усиление режима и привыкли к беспричинным остановкам и скандалам с инспекторами, пытающимися, несмотря на наличие талона ТО, проверить степень тонировки стекол. Однако никогда раньше власти не санкционировали столь откровенный рэкет на дорогах -- ведь попавшим под «спецоперацию» автомобилистам придется заплатить не только полагающиеся им по КоАП штрафы, но и оплатить стоимость навязанных им услуг по эвакуации автомобилей и хранению их на спецстоянках, тарифы которых, как известно, в несколько раз превышают рыночные расценки.
Впервые новый для автомобилистов термин «штрафстоянка» мэрия Москвы ввела еще несколько лет назад, однако волна протестов, ряд судебных процессов и обращение прокуратуры заставили ретивых чиновников на время забыть о таком способе выкачивания денег из водителей. Более того, в 2002 году депутаты Госдумы даже смогли внести в новую редакцию КоАП прямой запрет на использование эвакуаторов. Однако в кодексе остался пункт, разрешающий «задержание транспортных средств в порядке, утвержденном правительством РФ». Этот документ был после долгих раздумий составлен в Белом доме в декабре прошлого года, спустя неделю его продублировали столичные власти, и с 1 января 2004 года эвакуаторы вновь вышли на улицы Москвы.
Естественно, городские власти и автоинспекторы считают это необходимой мерой защиты от нарушителей ПДД. Однако правозащитники убеждены, что нельзя бороться с мелкими правонарушениями, нарушая федеральный закон. Акцию городских властей на Смоленке глава Движения автомобилистов России, депутат Госдумы Виктор Похмелкин назвал «вакханалией беззакония». По его словам, эвакуация транспортных средств прямо запрещена в примечании к статье 12.19 КоАП. «В то же время в статье 27.13 кодекса предусмотрено задержание транспортных средств, и термин «задержание» трактуется властями как эвакуация, -- заявил депутат в беседе с корреспондентом «Времени новостей». -- Однако даже при расширительном толковании этой нормы перемещение автомобиля возможно только в том случае, если он создает препятствие для движения других транспортных средств. Нарушение правил парковки эвакуацию не предусматривает».
Владельцам эвакуированного вчера автотранспорта г-н Похмелкин посоветовал немедленно подавать в суд. Оснований для этого, по его мнению, предостаточно -- в КоАП нет ни слова о том, что оплачивать эвакуацию должен владелец автомобиля, кроме того, любая плата за навязанную услугу незаконна. Обращение в суд никаких издержек от владельца не потребует -- доказывать факт правонарушения, а также то, что машина создавала препятствия дорожному движению, должен не владелец, а представитель ГИБДД. Глава ДАР также сообщил, что уже внес в Госдуму законопроект, предусматривающий отказ от задержания транспортных средств -- мешающий движению автомобиль, по его словам, «будет лишь убираться с проезжей части в пределах пешей доступности».
Впрочем, едва ли московские власти легко согласятся на подобное предложение -- штрафстоянки в столице превратились в слишком прибыльный бизнес. В начале года первый заместитель мэра Юрий Росляк публично обещал провести конкурсы по отбору стоянок, чтобы расценки на их услуги не превышали рыночных. Однако и по сей день тариф штрафстоянок в 10--20 раз выше рыночной стоимости услуги, причем чек за хранение авто получить практически невозможно. Принудительная эвакуация автомобиля обойдется владельцу более чем в 1800 руб., а хранение его на специальной стоянке -- более 50 руб. в час, то есть более 1000 руб. в сутки. На частной охраняемой стоянке сутки стоят 50--100 рублей.
Александр ГУДКОВ