|
|
N°189, 15 октября 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Борис Грызлов: "Мы не так богаты, чтобы иметь дешевое государство"
20 октября Госдума собирается рассмотреть проект бюджета-2005 во втором чтении. В чем не могут пока сойтись фракции Думы, на каких позициях депутаты будут настаивать в переговорах с правительством и по каким статьям еще возможно ожидать увеличения расходов, корреспонденту «Времени новостей» Ирине СКЛЯРОВОЙ рассказал спикер Государственной думы Борис ГРЫЗЛОВ.
-- Госдума готовится к принятию бюджета-2005 во втором чтении. На первый взгляд, бюджетный процесс, несмотря на отнюдь не безоблачную в связи с терактами обстановку в стране, идет как по маслу. Так ли это?
-- Бюджетный процесс, как обычно, не будет простым. Любой бюджет -- это, если хотите, договор между разными уровнями власти и различными государственными институтами. Договор касается двух вещей: откуда берем средства и на что их тратим. А договор -- это всегда компромисс между желаниями и возможностями сторон. Бюджет 2005 года достаточно сложен. Это первый бюджет после принятого недавно закона о льготах и бюджетных полномочиях разных уровней власти. Это первый бюджет после ощутимого снижения единого социального налога. Пересмотрены также многие ставки акцизов.
-- Почему в этом году Госдума не настояла на проведении "нулевого чтения"?
-- "Нулевое чтение" было. Просто оно проходило более спокойно, ведь в прошлом году процесс принятия бюджета практически полностью совпал с предвыборной кампанией. Поэтому многие депутаты свои позиции по бюджету озвучивали как позиции своей предвыборной кампании. Это было очень звучно и эмоционально, на это отреагировали СМИ. В этом году процесс обсуждения бюджета носит более рабочий, будничный характер. Мы работали в июле, почти весь август, уточняя ряд позиций. Поэтому когда бюджет был внесен в Государственную думу, он уже содержал те позиции, которые были согласованы с парламентским большинством.
Безусловно, бюджетный процесс не застывает. Это не догма, кое-что в нем дорабатывается. Поэтому что в режиме второго и третьего чтения произойдет дополнительное перераспределение средств между разделами. Конкретные переговоры мы с правительством ведем. В частности, в рамках правительственного часа мы заслушали очень важный вопрос о государственной политике в области спорта. Мы понимаем, что необходимо уточнить те параметры, которые были внесены в бюджет 2005 года относительно спорта. Уточнить в сторону увеличения расходов на массовый спорт, на содействие занятиям спортом детей и школьников.
-- Какие статьи бюджета могут вызвать наибольшие споры с правительством при прохождении документа?
-- Споров будет много, и это совершенно нормально. Думаю, что и правительство в целом готово поторговаться по многим статьям. Возможно критическое отношение со стороны депутатов к явно недостаточным ассигнованиям на сельское хозяйство. Есть изречение: кто не хочет кормить свою армию -- будет кормить чужую. Для сельского хозяйства это в десять раз вернее. Кто не хочет поддерживать свое сельское хозяйство -- будет поддерживать чужое. Мы будем добиваться увеличения расходов на поддержку российских крестьян. Именно они сильнее всего экономически пострадали в последние 12--13 лет. И именно они уже который год обеспечивают в основном страну своими продуктами.
Конечно, горячей темой являются и социальные расходы. В этом плане бюджет 2005 года -- бюджет переходного периода. Депутаты будут настаивать, чтобы функция социальной поддержки малообеспеченных слоев выполнялась государством в полной мере. Это всегда должно быть приоритетом бюджетной политики. И если правительство выступает иногда с позиций "жесткого бухгалтера", то долг депутатов -- напомнить ему, для чего существует бюджет.
-- Насколько серьезны в этом году межфракционные споры?
-- Споры между фракциями только начинаются. Во время обсуждения бюджета в первом чтении фактически идут не споры, а выставляются позиции фракций по бюджету в целом. Это скорее позиции поддержки действующей власти или позиции оппозиции. Поэтому пока что обсуждения разделов и конкретных параметров бюджета практически не велось. Те фракции, которые понимают, что действующая власть несет серьезные улучшения -- рост экономики, рост социальных гарантий, рост пенсий, -- то есть те, кто поддерживает курс президента, голосовали «за». Те, кто против этого курса, голосовали «против».
Баталии будут скорее не между фракциями, а вокруг поправок, которые сейчас вносят депутаты. Поправок уже более тысячи, и их число может достигнуть пяти тысяч. Именно здесь и будут споры, потому что любой депутат имеет право вынести свою поправку на отдельное обсуждение и в течение трех минут обосновать свою позицию. Если на отдельное обсуждение будет вынесена тысяча поправок, то нам, возможно, не хватит и дня на обсуждение бюджета во втором чтении.
-- Уже много лет идут споры, соразмерен ли наш бюджет потребностям и возможностям страны, избыточен он или мал...
-- Расходы нашего бюджета -- это более 3 трлн руб., покрываемых налогами на предприятия, акцизами, таможенными пошлинами. Много это или мало? Давайте округленно посчитаем: получается около 21 тыс. руб. на человека в год, включая всех, даже младенцев. Это чуть меньше 2 тыс. руб. на человека в месяц. Думаю, что это столько, сколько мы сегодня можем (в среднем) дать государству при среднемесячной зарплате около 7 тыс. и среднедушевом доходе чуть более 6 тыс. руб. в месяц.
Но, конечно, общий объем бюджета необходимо постепенно увеличивать -- мы не так богаты, чтобы иметь дешевое государство. Дешевая армия, дешевая милиция, дешевые суды -- просто опасны для общества, не говоря уже о том, что малоэффективны. Но увеличивать расходы надо постепенно, не в ущерб экономике и благосостоянию граждан. В этом смысл президентской идеи удвоения ВВП. Многие подвергали ее сомнениям и даже насмешкам. А зря. Удвоение ВВП -- это выживание в современном сложном и небезопасном мире. Конечно, качественные параметры роста очень важны. Но без общего количественного уровня мы также ничего не достигнем.
-- Реально ли при тех прогнозах роста, которые дает правительство, удвоение ВВП? Нынешний бюджет, на ваш взгляд, это бюджет развития или бюджет стагнации?
-- На самом деле, экономическое благополучие страны не очень сильно, даже мало зависит от бюджета. Скорее, наоборот, бюджет зависит от экономического благополучия, от развития производств и рынков. Это в советское время через бюджет проходила каждая сковорода. В рыночной, разгосударствленной экономике бюджет должен решать серьезные управленческие, стратегические и тактические, структурные задачи. Главная из них -- построение необременительного для экономики, но сильного и эффективно решающего свои задачи государства. У нас же контроль зачастую "съедает" управление, а дело госорганов -- не только контролировать, но и поддерживать экономическую инфраструктуру, безопасность, важнейшие социальные институты и учреждения.
В этом -- основная задача бюджета и бюджетного планирования. Но это -- в плане финансового обеспечения. Бюджет -- это "смазка" для того, чтобы продвигались организационные, правовые меры, административные преобразования, работали рыночные механизмы. Именно это сегодня основная цель.
-- В бюджете следующего года угрожающе сократилось количество средств, выделенных на финансирование ЖКХ (7 млрд руб. вместо нынешних 9 млрд) и охрану окружающей среды (4,6 млрд руб. вместо 5 млрд). Чем объясняется такая тенденция?
-- Эти расчеты не совсем верны, так как невозможно точно сравнить показатели этих двух годов. ЖКХ впервые появилось в проекте федерального бюджета как самостоятельный раздел только в нынешнем году, в связи с изменением бюджетной классификации. До этого соответствующие разделы присутствовали в бюджетах регионального и муниципального уровня. Поэтому сравнивать приведенные цифры в 7 и 9 млрд руб. нельзя, они не совсем сопоставимы. Цифра 9 млрд вообще достаточно условна. Расходы на ЖКХ как бы «перетекают» в региональные бюджеты, и потому нельзя сказать, что в целом на него будет тратиться меньше. Хотя в принципе ЖКХ постепенно должно становиться обычной рыночной отраслью, и дотации должны идти только реально малообеспеченным людям. Но этого нельзя сделать сразу, так как в этом секторе сильный монополизм, да и в принципе нельзя провести две «конкурирующие» водопроводные или газовые трубы в одну квартиру. В этом случае эффект от конкуренции будет намного ниже накладных расходов.
Что касается охраны окружающей среды, то расходы на нее в целом не уменьшатся. Теперь они «разведены» по двум разделам проекта федерального бюджета: собственно охрана окружающей среды и трансферты с бюджетами субъектов Российской Федерации, которые также расходуют средства на эти цели.
Должен сказать, что это дело не только бюджетов, но и конкретных предприятий. И стимулировать их к природоохранным мероприятиям -- долгосрочная стратегическая задача. Налоговая реформа оставляет предприятиям на это все больше средств.
-- Каким образом планируется расходовать средства, накопленные в стабилизационном фонде?
-- Мы будем настаивать, чтобы эти средства работали уже сейчас и из них был бы покрыт образующийся из-за снижения единого социального налога дефицит Пенсионного фонда и Фонда социального страхования.
-- С какой целью в бюджете-2005 вновь запланирован гигантский бюджетный профицит -- 1,5% ВВП, ведь ранее был провозглашен отход от профицитных принципов формирования бюджета?
-- Отход от профицитных принципов не раз обсуждался в обществе, но он не провозглашался правительством. Многие экономисты и депутаты выражают сомнения по поводу необходимости профицита. Но не надо забывать, сколько лет Россия жила при дефицитном бюджете с очень высокой инфляцией. Можно, конечно, оспаривать расчеты правительства по инфляции, но нельзя не признать, что инфляция у нас сейчас самая низкая за последние 15 лет -- с 1990 года. Вот это постепенное снижение инфляции надо поддержать. Хотя, конечно, профицит отнюдь не цель, а средство обеспечить стабильность государственных финансов в данное конкретное время при данной мировой экономической конъюнктуре. Это не значит, что так обязательно должно быть всегда. Идеал -- бездефицитный бюджет, или минимальный, около одного процента дефицит, что вполне допустимо при очень высоком экономическом росте.
А сейчас нельзя гарантировать, что дефицит пойдет в рост производства, а не в рост цен, в инфляцию. Сейчас цены на нефть рекордно высоки. Весьма высоки и цены на металл и древесину. Центробанк скупает выручку экспортеров за выпускаемые рубли. Если все эти рубли раздать или в той или иной форме выбросить на рынок, возможен инфляционный всплеск, и усилия по снижению инфляции пойдут прахом. Вот чего не хочет допустить правительство.
-- Хватит ли выделенных регионам Минфином дополнительных средств (8 млрд руб. на монетизацию и 30 млрд руб. резервного фонда) на финансирование новых социальных обязательств?
-- Сейчас непросто определить реальные объемы финансирования, которые потребуются регионам на проведение реформы. Соответствующее региональное законодательство и региональные бюджеты на следующий год находятся в стадии разработки. А ведь именно это законодательство и определит объем обязательств, которые берет на себя регион. Повторю, 2005 год -- переходный. В течение этого года будет проводиться анализ хода реформы, и федеральный центр в разумных пределах окажет соответствующую помощь тем регионам, где возникнут финансовые затруднения. Если, конечно, регионы не станут устанавливать для себя неадекватные социальные обязательства, как это бывало нередко, например, ближе к губернаторским выборам.
Что касается 30 млрд руб., то такие средства действительно предусмотрены в качестве резерва и еще не распределены. Они предназначены для обеспечения сбалансированности бюджетов субъектов федерации. Вопрос об их точном распределении будет решен в третьем чтении, с участием трехсторонней комиссии из представителей Госдумы, Совета Федерации и правительства.
-- Не внесет ли обострение в межбюджетные отношения продолжение политики централизации налогов: перераспределение в пользу федерального центра 1,5% налога на прибыль, водного и лесного налогов?
-- Это перераспределение -- следствие снижения ставок ЕСН. Эти средства будут направлены на решение общегосударственной задачи: они поступят в Пенсионный фонд, а пенсии выплачиваются по всей стране, а не в отдельных регионах. В этом вопросе обострения быть не должно.
Что касается водного налога, то вместо него на региональный уровень поступят средства в том объеме, в котором субъекты федерации финансируют водное хозяйство.
По лесному налогу правительство поначалу действительно предлагало полную централизацию, однако депутаты сумели его переубедить. В 2005-м году распределение будет таким же, как и в 2004-м.
-- Как вы оцениваете изменение бюджетной классификации и связанное с этим перераспределение ответственности министерств и ведомств?
-- Изменение бюджетной классификации во многом техническое дело. Оно не влечет перераспределения ответственности. Скорее, оно влечет усиление ответственности, большую прозрачность, возможность оценить работу министерств и ведомств. Новая классификация построена в соответствии с функциями государства и потому позволяет проще контролировать бюджетный процесс.
-- Позволит ли бюджет-2005 воплотить в жизнь обещания партии "Единая Россия", которые были даны избирателям на выборах в парламент?
-- Программа, с которой «Единая Россия» шла на выборы, включала в себя как принципиальные вопросы -- повышение уровня безопасности, решение проблем социальной политики, науки, культуры, так и вопросы конкретные, связанные с доведением минимального размера оплаты труда до уровня прожиточного минимума. И эти конкретные вопросы мы уже воплотили в бюджете. Во-первых, мы сумели сохранить само понятие МРОТ. Ведь когда обсуждался закон о распределении полномочий между центром и регионами, в первом варианте понятие МРОТ было исключено. С Федерацией независимых профсоюзов России мы договорились, что будем вместе отстаивать эту позицию. Уже сейчас в проекте бюджета заложены необходимые условия для того, чтобы в следующем году МРОТ был повышен. Как нам представляется, вполне реально довести его с 1 января до 720 рублей, и до 900 рублей с 1 июля. И это тот минимум, что мы будем отстаивать. Так что вопросы, касающиеся предвыборных обещаний, безусловно, выполняются.
Что касается уровня безопасности, то бюджет следующего года по правоохранительным ведомствам и силовым структурам будет увеличен на 27%. Это очень серьезное решение, но здесь важно делать упор на качественные критерии, а не поднимать расходы "не глядя". Здесь, как, впрочем, и везде, расходы должны выделяться под конкретные мероприятия и программы, а не под ведомства. Необходимо сначала договориться о комплексе мер и законов, а затем "подводить" под них финансирование. Нужно акцентировать внимание на переоснащении силовых структур, на возможности улучшить кадровый подбор, что достижимо при увеличении денежного содержания и социальных гарантий. Эти задачи мы решаем, и я считаю, что нам удастся довести ко второму и третьему чтению часть наших замечаний. Мы сейчас вносим уточняющий ряд позиций.
Сегодня выработка таких законов -- важнейший приоритет работы Думы. Над комплексом вопросов безопасности работает специальная рабочая группа под руководством Владимира Васильева (председатель комитета Госдумы по безопасности. -- Ред.).
-- Существуют ли позиции в переговорах с правительством, которые вы будете отстаивать во что бы то ни стало?
-- Все вопросы с правительством были в основном согласованы, но сейчас уточняются позиции по МРОТ. На текущий момент эта тема не согласована. Наша позиция в том, чтобы МРОТ увеличивался в течение года дважды и был доведен до 900 руб. как минимум. Это наша непреклонная позиция, и правительство должно к ней прислушаться.
Не менее важный момент -- поправки к бюджету текущего года. По результатам девяти месяцев правительство подвело итоги и выяснилось, что в резерве есть достаточно большая сумма. Ее можно направить в том числе на сбалансирование бюджетов регионов, чтобы уже с 1 января включить механизм обеспечения льготников без каких-либо перебоев. С Федерацией независимых профсоюзов мы договорились, что будем обеспечивать гражданский контроль в части льготных выплат. Когда этого ждут более 30 млн граждан России, мы не можем уступить.
-- На сколько баллов вы можете оценить работу правительства по подготовке бюджета?
-- Я могу только сказать, что мы настолько усилили правительство нашим представителем в лице Александра Жукова (вице-премьер. --Ред.), что оценкой работы правительства может быть «четверка». Работа выполнена хорошо. На «отлично» должно оценивать общество.
Беседовал Ирина СКЛЯРОВА