|
|
N°190, 18 октября 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Зато они поют
В Театре эстрады стартовал мюзикл по песням Queen
Мюзиклы, составленные из песен известных групп, -- история на Западе не новая: там, к примеру, удачно адаптировались творческие опыты ABBA и The Beatles. У нас такого еще не делали. Для почина был выбран материал, со всех точек зрения выигрышный. Начиная с собственно песен Queen, которые в России давно и нежно любят, и заканчивая тем, что оригинальный мюзикл We Will Rock You был создан настоящей dream team, круче которой невозможно себе ничего представить. Музыкальную часть курировали участники Queen Брайен Мэй и Роджер Тэйлор; сценарий написал Бен Элтон, знаменитый английский литератор, шутник и балагур, пользующийся заслуженным авторитетом и у арттусовки и у публики. Немаловажно и то, что песни Queen изначально тяготели к опереточности, театральным эффектам и ничем не подкрепленному пафосу. Вынести их на сцену в общем-то сам бог велел.
Сюжет у мюзикла странноватый. Особенно если учесть творческую политику Queen. Группа эта всегда избегала любой социальной критики. Почти что за двадцать лет ее существования здесь родилась всего лишь одна песня из серии «давайте сделаем мир лучше» -- написанная на волне впечатлений от крупногабаритных благотворительных концертов (вроде Band Aid) композиция One Vision, которая в We Will Rock You звучит аж два раза. А сам мюзикл если чему и посвящен, так именно желанию спасти мир красотой.
История такова. Через четыре века после нашего на Земле установлен жесточайший тоталитарный режим, причем главным приоритетом для него является диктат в области культуры, точнее, музыки. Живая музыка под строжайшим запретом, а гражданам надлежит веселиться и расслабляться под ритмы, запрограммированные компьютером. О роке остались только легенды, одна из которых гласит, что придет Спаситель, который найдет спрятанные невинно убиенными участниками Queen музыкальные инструменты и положит конец сну творческого разума. Спаситель по имени Галилео (персонаж из самой знаменитой песни Queen -- Bohemian Rhapsody) наконец находится, преодолевает разнообразные препятствия, находит инструменты и спасает мир. Беспрерывно звучат песни Queen, которые символизируют все -- и плохое, и хорошее.
Если бы сюжет не был полнейшим бредом, можно было бы придраться к особенностям русскоязычной версии. Обругать перевод, который лишний раз дал убедиться, что возможности английского языка в области пения под быструю музыку куда больше, чем у языка русского. Отметить довольно хилую игру актеров и их неровную вокальную технику. Посетовать на клочковатость постановки, от которой то захватывает дух, то тянет в сон. Но винить российскую сторону нельзя. Команда во главе с режиссером Дмитрием Астраханом расстаралась и получила в итоге продукт, лучше которого в данном случае быть не могло. Что поделать, если история, положенная в основу We Will Rock You, лишена всякой логики и смысла до такой степени, что призадумаешься: а не подменили ли кем-то (может, компьютером) достославного Бена Элтона?
И все же сходить на We Will Rock You стоит. Песни Queen (даже если прилажены к ним какие-то невнятные русские слова) превосходно звучат с театральной сцены. Где им, как выяснилось, самое место.
Юрий ЯРОЦКИЙ