|
|
N°188, 14 октября 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
За газы платить не надо
Авиаторы отвергли идею введения экологических сборов с авиакомпаний
Россия совместно с США и Бразилией провалили инициативу Европейского союза (ЕС) по введению специальных сборов за выброс так называемых «парниковых газов» воздушными судами. Заместитель министра транспорта России Сергей Аристов вчера назвал это одним из главных результатов работы делегации нашей страны на 35-й сессии ассамблеи Международной организации гражданской авиации (ICAO).
Сессии высшего органа ICAO проводятся раз в три года, собирают многие десятки национальных делегаций (в ICAO сейчас представлены 188 стран) и рассматривают сотни вопросов. Решения ICAO формально имеют лишь рекомендательный характер, однако на практике принимаются к исполнению авиационными администрациями всех государств-членов.
Ассамблея ICAO проходила с 28 сентября по 8 октября в Монреале (где находится штаб-квартира организации). Замминистра транспорта Сергей Аристов, возглавлявший российскую делегацию на этом форуме, вчера рассказал журналистам, что для нашей страны наибольшее значение имели две из принятых там резолюций: о терактах на российских самолетах в августе этого года и о европейской инициативе относительно эмиссии «парниковых газов».
Что касается сочувствия международного профессионального сообщества жертвам терактов в России, с этим, по словам г-на Аристова, проблем изначально не было. Дискуссии развернулись по той части предложенного Россией проекта резолюции, где говорилось, что ICAO призывает страны-члены «сотрудничать в преследовании и строгом наказании лиц, ответственных за оказание помощи преступникам, ... их поддержку или укрывательство, а также за организацию и финансирование таких актов». Учитывая, что некоторые из лидеров чеченских сепаратистов получили политическое убежище в западных и ближневосточных странах, у этой формулировки нашлись противники среди делегатов сессии ICAO. Тем не менее документ был принят в том виде, который отстаивала Россия.
Другая российская победа в стенах ассамблеи связана с торпедированием инициативы ЕС о сборах за загрязнение атмосферы «парниковыми газами» (двуокись углерода). Европейская инициатива предусматривает предоставление странам -- членам ICAO права принимать «рыночные меры» по борьбе с этим экологически опасным явлением -- иными словами, вводить специальные сборы с пролетающих самолетов. Европейцы не делали секрета из того, что намереваются первыми и осуществить это право на практике в случае, если ICAO поддержит их идею.
Как рассказал вчера директор департамента международного сотрудничества Минтранса России Сергей Соколов, предложение ЕС не содержит ссылок на конкретные уровни эмиссии или ставки сборов. Тем не менее г-н Соколов предположил, что ставки могли бы оказаться значительными и нанесли бы серьезный ущерб экономическим интересам российских компаний, летающих в воздушном пространстве Европы, «так как из-за символических сумм никто не стал бы выдвигать предложение».
Такое же мнение высказали делегации США, Канады, Бразилии, Китая и других крупных авиационных держав, не входящих в ЕС. Европейская идея была раскритикована с разных точек зрения: с фундаментально-научной (теория техногенного парникового эффекта разделяется далеко не всеми учеными), статистической (авиация ответственна только за 3,5% эмиссии «парниковых газов») и экономической (непонятно, на какие цели использовать собранные деньги, ведь, как сказал г-н Соколов, «очистные сооружения в воздухе не подвесишь»).
В итоге было решено перенести обсуждение этого вопроса на следующую сессию ассамблеи ICAO, которая состоится в 2007 году. До тех пор входящим в нее странам рекомендовано «воздержаться от одностороннего введения сборов за эмиссию «парниковых газов». По словам г-на Соколова, эта рекомендация равнозначна мораторию на введение таких сборов.
Михаил КУКУШКИН