|
|
N°188, 14 октября 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Сдавайте валюту!
Нефтяникам грозит новый налог на дополнительные доходы
Неуклонный рост цен на нефть вынуждает чиновников постоянно думать о том, не слишком ли лояльна налоговая система к нефтяникам. После того как был изменен принцип взимания экспортной пошлины, что значительно увеличило поступления в казну, в министерствах и ведомствах решили, что настало время очередных новаций: введения дополнительного налога на сверхприбыли нефтяных компаний и дифференциации налога на добычу полезных ископаемых. Озвучивший вчера эти идеи директор департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина Михаил Моторин заявил: «В 2005 году мы должны принять решения, которые определят систему налогообложения нефтяной отрасли на ближайшие десятилетия».
Сегодня бюджет собирает доходы нефтяных компаний при помощи двух основных механизмов -- налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и ставки экспортной таможенной пошлины. Когда цены на нефть стали неуклонно расти и конъюнктура рынка благоприятствовала отечественным нефтяникам, в лексиконе отечественных чиновников появилось новое понятие - «сверхприбыль». Ее, по мнению правительства, было необходимо изъять. Для осуществления этих планов была изменена система расчета экспортной пошлины. Сверхприбыли, по мнению государства, нефтяники начинают получать в случае, когда стоимость российской нефти марки Urals превышает 25 долл. за баррель. Доходы, превышающие эту сумму, облагаются дополнительными налогами. Причем государство уже забирает в бюджет порядка 90% этих средств, которые прибавляются к базовой ставке экспортной пошлины. Экспортная пошлина изменяется раз в два месяца, и с 1 октября она повысится до очередного рекордного уровня -- 87,9 долл. за тонну.
Но чиновники уверены, что у нефтяников все равно остается сверхприбыль. Поэтому, по мнению г-на Моторина, необходимо ввести новый налог на дополнительный доход (НДД). В правительстве считают, что это позволит стимулировать инвестиции в освоение новых месторождений, ведь налог будет рассчитываться исходя из размера затрат на разработку конкретного месторождения и получаемых от нее доходов. Этот метод, заявил чиновник, используется во многих странах, и Россия «в конце концов придет именно к этой системе».
Нефтяники наотрез отказываются обсуждать налоговые инициативы правительства официально, но в неформальных беседах реагируют крайне эмоционально. «Это беспрецедентный шаг, -- возмущается представитель одного крупного холдинга. -- Все компании работают приблизительно в одних и тех же регионах. Вопрос рентабельности и получения доходов -- это вопрос технологий. Надо вкладывать деньги в технологии, и тогда скважины будут давать хороший дебет. Во времена Советского Союза множество наших месторождений считались бесперспективными, а сейчас мы на них нормально работаем. Но если законодательство будет изменено, высокая норма рентабельности приведет к резкому увеличению налоговой базы».
Инвестиционные аналитики тоже осторожно относятся к правительственной идее. «Таких компаний, как «Сибнефть» и ЮКОС, больше не будет, -- считает аналитик ИК «Совлинк» Лев Сныков. -- Когда добыча компании растет быстрыми темпами, это повышает капитализацию холдинга. Но если при этом сильно увеличивается налоговая база, эффект сглаживается». Результатом, по мнению эксперта, станет возвращение к системе государственного планирования. «Ровная добыча выгодна государству с точки зрения стратегических интересов. В этом случае рост производства будет долгосрочным. Это позитив, который правительство потенциально может извлечь. Но удастся ли сделать это государству?» -- говорит эксперт.
Правда, как отмечает г-н Моторин, ввести новый налог можно будет только в том случае, если компании откажутся от схемы трансфертного образования. Вероятно, чиновники и налоговики в ближайшее время будут уделять этим схемам особенно пристальное внимание, и нефтяники волей или неволей откажутся от их использования.
Продолжают чиновники разрабатывать и идею дифференциации НДПИ. Сейчас ставка этого налога, который зависит от мировых цен на сырье, одинакова для всех компаний. Но уже не первый год такие холдинги, как «Роснефть», «Татнефть» и «Башнефть», активно лоббируют введение дифференцированной шкалы. В этом случае размер платежей будет зависеть от качественных характеристик месторождения. Если оно выработанное или добычу на нем вести технически сложно, размер налогов будет снижаться. Активными противниками этой идеи всегда выступали ЮКОС и «Сибнефть».
По мнению же г-на Моторина, одного-двух критериев для дифференциации НДПИ недостаточно -- это может решить проблему только таких нефтяных компаний, как «Татнефть» и «Башнефть», которые в основном работают на истощенных месторождениях. «Такая дифференциация не решит задачу стимулирования инвестиций и разведки новых месторождений», -- подчеркнул чиновник. Он уверен, что система дифференциации должна быть более сложной, но не исключил, что одним из возможных решений при разработке дифференциации НДПИ являются «каникулы роялти». Под «каникулами роялти» подразумеваются освобождение от НДПИ определенного объема добычи нефти на новом месторождении и освобождение от НДПИ «зрелых» месторождений.
Правда, по мнению экспертов, дифференциация выдвигает на передний план основную проблему -- коррупцию. Ведь сложная система исчисления налога открывает богатые возможности для неформальных договоренностей между чиновником и компанией. В Кремле, где уже давно идеологически одобрили идею дифференциации, к этой проблеме относятся философски: дескать, угроза коррупции не повод для несправедливости. Однако если власти не придумают, как избежать коррупционной угрозы, налоговая система от введения НДПИ точно не станет прозрачнее.
Денис РЕБРОВ