|
|
N°188, 14 октября 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Матвиенко делает Toyota предложение
Российские регионы борются за новый автозавод
Японская Toyota еще не решила, когда она будет собирать свои авто в России, а заинтересованные в привлечении инвестиций губернаторы уже перетягивают канат. Наряду с властями Нижегородской и Ленинградской областей в борьбу за право разместить будущий сборочный завод японской автокорпорации вступило руководство Санкт-Петербурга. Цена вопроса, по оценкам экспертов российских инвесткомпаний, минимум 200 млн долл. Сегодня Валентина Матвиенко встречается с руководством автоконцерна в Токио, где она, по ее словам, официально предложит построить завод в черте города.
Г-жа Матвиенко прибыла в Японию в понедельник для переговоров с представителями японской деловой и политической элиты, которые, по ее словам, «проявляют большой интерес к участию в инвестиционных проектах Петербурга». Toyota только один из них, но, по-видимому, самый масштабный. Накануне визита она заявила, что «Петербург обладает целым рядом конкурентных преимуществ, которые не могут предложить другие регионы»: это, в частности, «высокопрофессиональные кадры, инженерно подготовленная территория, большой промышленный потенциал, удобные транспортные коммуникации», включая крупный порт, что «особенно важно».
В течение последних лет Toyota опровергала регулярно появляющуюся информацию о своем возможном приходе в Россию, отмечая, что лишь изучает рынок. Как пояснили «Времени новостей» вчера в российском представительстве Toyota, «окончательного решения о строительстве завода в России корпорация не приняла до сих пор».
Первым в борьбу за японский капитал вступил полпред в Приволжском федеральном округе Сергей Кириенко. За последние два года он неоднократно ездил в Токио для встреч с руководством Toyota и даже уговорил приехать в свой округ председателя совета директоров автоконцерна Хироси Окуда, который посетил производственные цеха Горьковского автозавода. Г-н Кириенко пребывал в полной уверенности, что инвестиции японских автомобилестроительных корпораций пойдут именно в Приволжье -- об этом он заявил во время своего последнего визита в Токио месяц назад. В конце сентября замглавы минэкономики Нижегородской области Денис Лабуза официально заявил, что регион «готов предоставить Toyota льготы, связанные с инвестиционным налоговым кредитом», пообещав также поддержку властей. В качестве конкурентных преимуществ местная политическая элита называет наличие квалифицированных кадров и относительно дешевую рабочую силу.
Санкт-Петербург и Ленинградская область стали проявлять интерес к планам Toyota после того, как им не удалось договориться об аналогичном проекте с концерном Volkswagen AG -- после многолетних переговоров немецкий автопроизводитель в сентябре этого года объявил о решении организовать сборочное производство в Подмосковье.
В то время как г-жа Матвиенко будет встречаться с руководством Toyota в Токио, губернатор Ленинградской области Валерий Сердюков должен принимать губернатора японской префектуры Киото Кейджи Ямада. Как сообщает пресс-служба губернатора Ленобласти, по итогам встречи «могут быть заключены определенные соглашения именно по проекту строительства завода Toyota». Как сообщалось ранее, менеджеры японской корпорации побывали в начале недели в Ломоносовском районе, где власти области предлагают разместить завод. Причем, как заметили в обладминистрации, японцам нужна «большая площадка -- около 400 гектаров». Нижегородские власти были готовы предоставить Toyota лишь 75 га недалеко от деревни Сошняки в Борском районе, правда, с возможностью увеличения площади до 250 га.
Какой регион все же выгоднее для Toyota, российские эксперты сказать затрудняются. Аналитик банка «Уралсиб» Вячеслав Смольянинов полагает, что для японцев по большому счету непринципиально, где строить завод. Но если принимать во внимание близость рынка сбыта, то более привлекательными становятся Москва и Санкт-Петербург. По мнению Сергея Суверова из банка «Зенит», гораздо дешевле было бы строить завод в том месте, где существует инфраструктура, например, на ГАЗе в Нижегородской области: модернизация существующих мощностей, по его словам, в любом случае обойдется дешевле, чем организация новых. Однако он не исключает, что Toyota выберет Петербург по политическим причинам. «При благосклонности высшего российского руководства к г-же Матвиенко и питерским проектам она могла бы добиться для японского концерна более выгодных налоговых и других условий», --полагает г-н Суверов. К тому же в Санкт-Петербурге простаивают многие предприятия ВПК и машиностроения.
На фоне особого внимания федеральных властей к инвестиционному климату в Северной столице эти факторы могут стать козырями г-жи Матвиенко. Тем более что в Поволжье у г-на Кириенко уже работает американский концерн GM, создавший СП с «АвтоВАЗом», а в Ленинградской области у г-на Сердюкова два года назад построил свой завод Ford.
Яна ГОДОВАНАЯ