|
|
N°188, 14 октября 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Работают полупрозрачно
S&P при поддержке ММВБ оценило открытость российских компаний
Рейтинговая компания Standard & Poor's при поддержке ММВБ провела третье исследование информационной прозрачности 60 российских компаний. Эксперты обнаружили, что уровень открытости предприятий, или, прибегая к терминологии S&P, индекс их транспарентности, в нынешнем году повысился. Обстоятельствами, которые влияли на информационную политику компаний, стали дело ЮКОСа, обозначившее напряженность в отношениях между бизнесом и государством, и давление на российскую экономику со стороны инвесторов.
Политическое давление существенно сказалось только на стандартах раскрытия информации ЮКОСом, который так и не опубликовал финансовую отчетность в соответствии с правилами бухучета США за 2003 год. Среди других компаний, значительно снизивших свои показатели прозрачности, -- «Татнефть», опоздавшая с публикацией отчетности, а также «Иркутскэнерго», которое, по данным S&P, не перевело годовой отчет на английский язык. Впрочем, представители иркутской энергосистемы сообщили «Времени новостей», что перевод был своевременно направлен компанией в рейтинговое агентство, так что чем вызвано снижение индекса транспарентности компании, осталось непонятным. Возможно, все дело в придирчивости S&P -- в методологии исследования говорится, что анализируется информация с точки зрения международного инвестора, который читает по-английски и не придает значения информации, опубликованной через 7,5 месяца после окончания отчетного года.
Наивысшая степень прозрачности оказалась у «Ростелекома», «Вимм-Билль-Данна» и МТС, которые даже превзошли общий уровень транспарентности по методике S&P для компаний Великобритании. С точки зрения масштабов увеличения информационной открытости лидерами 2004 года стали «Ленэнерго», «АвтоВАЗ», ГАЗ, «Волгателеком», «Северо-Западный Телеком», «Мосэнерго», «Газпром», «Балтика» и Сбербанк.
Такой прогресс, по мнению рейтингового агентства, обусловлен желанием компаний повысить привлекательность своих акций и долговых обязательств для иностранных инвесторов. Для этого корпорации увеличивали объем информации на английском языке, предоставляли более полные годовые отчеты и документы о финансовой и операционной деятельности, размещали большее количество сведений на веб-сайтах.
Влияние рыночных реалий на информационную политику корпораций заметно при сравнении двух групп российских компаний: в первую вошли 17 предприятий, включенных в фондовый индекс S&P\IFCI, и еще 33 крупнейшие российские корпорации, во вторую -- 10 компаний, чьи акции не обладают достаточной ликвидностью или сконцентрированы у немногих акционеров, однако рублевые облигации торгуются на ММВБ в котировальных списках высших уровней. Вторая группа показала значительно худшие результаты по сравнению с первой. А исследование S&P установило положительную зависимость между уровнем прозрачности компаний и их рыночной стоимостью.
Впрочем, оно же зафиксировало стандартные недочеты российских корпораций, повторяющиеся из года в год. Охотно раскрывая операционную информацию, сведения о деятельности руководства, компании не столь аккуратны в раскрытии финансовой информации. Из 50 компаний первой группы только 26 в срок опубликовали аудированную отчетность по международным стандартам. А наиболее низкий показатель был зафиксирован по опубликованию данных о вознаграждении высшего руководства.
В целом же индекс транспарентности российских корпораций, каждая из которых оценивалась по 89 пунктам анкеты, составил в этом году 46% (в прошлом -- 40%, в позапрошлом -- 36%). Аналогичный показатель для компаний, например, Великобритании составил 71%.
Резерв для роста у российских предприятий есть. Однако новые размещения ценных бумаг российскими корпорациями становятся на рынке все более редкими. А это может привести к некоторому охлаждению компаний в отношении раскрытия информации о себе.
Игорь ПОЛИЩУК