|
|
N°188, 14 октября 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Светлана Кузнецова: «Без тенниса я чувствую себя потерянной»
В этом сезоне 19-летняя теннисистка Светлана Кузнецова приучила болельщиков ждать от нее только побед. Чемпионство на US Open, успехи на других значимых турнирах позволили заговорить о Кузнецовой как о новой теннисной звезде. Правда, сама спортсменка не склонна преувеличивать собственные достижения и реально оценивает силы и возможности. Похоже, именно в этом объективном самоанализе и кроется секрет ее успеха. На Кубке Кремля со Светланой КУЗНЕЦОВОЙ побеседовала корреспондент «Времени новостей» Ольга ЕРМОЛИНА.
-- Какие задачи вы ставите перед собой на Кубке Кремля?
-- Никаких конкретных задач я перед собой на этом турнире не ставлю, просто потому, что не люблю заранее думать о финале. Буду стараться получать удовольствие от каждой встречи и играть на достойном уровне. Если это получится, то смогу одолеть соперниц. Я очень хотела приехать в Москву, поскольку бываю здесь не часто. Тренируюсь в Испании, и много турниров играю за рубежом. Для меня очень приятно оказаться дома среди людей, которые говорят на твоем родном языке.
-- Как вы оцениваете свои выступления в этом сезоне?
-- Я приобрела уверенность в собственных силах, что, безусловно, сказалось на качестве игры. Мне стало неприятно проигрывать сильным соперницам, чего раньше со мной не случалось. А началось все с турнира в Дохе, который дал мне мощный толчок. Именно тогда я по-настоящему поверила в себя. Потом был «Ролан Гаррос», где, как мне кажется, я выступила на уровне. В матче четвертого круга с Настей Мыскиной все было в моих руках, я вела -- 6:1, 3:1, и тем обиднее, что уступила. В этой ситуации было важно не поддаваться настроению, не опускать голову и продолжать работать, что я и сделала. Наградой стали победы на турнире в Истбурне и на Открытом чемпионате США. Причем в Истбурне, не знаю почему, я выложилась даже больше, чем на US Open, и на «Уимблдон» просто не хватило сил. Кроме того, после выступлений на травяных кортах Англии предстояло участие в матче Кубка Федерации против Аргентины. Важно было доказать, что я действительно хочу играть за сборную и за свою страну. Мне кажется, что все наши девочки поступили очень правильно и патриотично, когда, завершив выступления на «Уимблдоне», первым же самолетом вылетели в Аргентину, чтобы переключиться на грунт. Затем у меня было два неудачных турнира в США, разочарование на Олимпиаде. Но важно то, что в этом сезоне я в основном проигрывала тем соперницам, которым уступаю объективно.
-- Этим вы объясняете поражение в полуфинале на недавнем турнире в Фильдерштадте?
-- Есть поражения, которые полезны, потому что они заставляют спортсмена двигаться вперед. В Фильдерштадте я провела две удачные встречи, но уступила француженке Амели Моресмо. Повторилось то же, что и на Олимпиаде. В Афинах я имела 13 брейк-пойнтов и ни одного не реализовала. В Фильдерштадте -- 9 возможностей сделать брейк в первом сете, причем это были очень легкие мячи, которые просто не попадали в корт. Я вновь не смогла ничего сделать. После игры я спросила себя -- почему? Поняла, что камнем преткновения является не уровень моей игры, а некие психологические причины. Я наконец-то осознала, что просто-напросто мне недостает уверенности, и это заставило меня больше поверить в себя.
-- Выступления на крупных турнирах не отбивают охоту участвовать в менее значимых соревнованиях?
-- Я не делю турниры на престижные и менее престижные. И доказательством этих слов является то, что после US Open я отправилась на остров Бали, потому что дала слово организаторам, и для меня было делом чести его сдержать. Потом -- Китай. Перед началом турнира в Пекине я с ужасом думала, как мне удастся все это выдержать. Но я преодолела и это, так что теперь мне ничего уже не страшно. Как оказалось, победы на любых соревнованиях прибавляют много эмоций и сил.
-- Но как можно справляться с такими нагрузками без отдыха?
-- После Пекина я отдыхала неделю. По завершении Кубка Кремля у меня будет трехнедельный перерыв. Возможно, на несколько дней задержусь в Москве, потом поеду к себе домой в Санкт-Петербург.
-- И сколько времени из этих трех недель вы можете позволить себе провести без тенниса?
-- Дня два. Понимаете, мне проще тренироваться в свое удовольствие по два часа в день, чем неделю не выходить на корт, после чего втягиваться намного труднее. Да и потом, без тенниса я чувствую себя потерянной. Я не могу не играть, потому что мне это нравится и хочется делать.
-- Ваша мама Галина Царева -- шестикратная чемпионка мира по велоспорту. Если не секрет, что она сказала вам после того, как вы выиграли Открытый чемпионат США?
-- Она сказала, что предчувствовала: в 19 лет у меня должно что-то получиться, поскольку впервые она стала чемпионкой мира именно в этом возрасте. Самое удивительное, что мама не видела ни одного моего матча в Нью-Йорке. Прямых трансляций по доступным каналам не было, а дома спутниковой антенны мы не ставили. Но мама и без этого знала, что все будет хорошо. Она всегда чувствует, что со мной происходит. Материнское сердце не обманешь. Для меня поддержка родителей, близких и друзей очень важна. К примеру, моя подруга Аранта Санчес призналась, что когда смотрела награждение после US Open по телевидению, то плакала. Очень приятно, что позвонила губернатор нашего города Валентина Матвиенко. Поздравили папа, брат. Правда, с папой (Александр Кузнецов -- известный российский тренер по велоспорту. -- О.Е.) мы уже очень давно не виделись. Мама приезжала ко мне в Испанию. Брат болел за меня на турнире в Китае.
-- Была информация, что вы вкладываете собственные деньги в строительство нового велоцентра в Питере?
-- Этим занимается папа, и я рада помочь ему. Он может часами рассказывать мне по телефону об этом. Я знаю, что он вкладывает в это строительство гораздо больше, чем я -- в свою жизнь. Сейчас он ищет спонсоров. Это нелегко. Но тем не менее дело движется -- над новым стадионом уже появилась крыша.
-- Смогли бы составить собственную пятерку лучших теннисисток мира? Насколько рейтинг ВТА отображает действительную картину?
-- Я знаю, что сейчас руководство ВТА очень обеспокоено тем, что сразу несколько ведущих теннисисток травмировались. Это и Клийстерс, и Энин-Арденн. Что касается Серены Уильямс, не очень верится, что она травмирована. Мне кажется, она просто занимается каким-то другим делом. На мой взгляд, в этом сезоне на высоком уровне играет Моресмо, Дэвенпорт выглядит прилично. И на быстрых покрытиях с американкой очень тяжело играть. Настя Мыскина, Лена Дементьева выступили неплохо. Похоже, рейтинг ВТА соответствует действительности. Просто выигрывать все матчи в течение сезона, по-моему, не удается никому.
Беседовала Ольга ЕРМОЛИНА