|
|
N°188, 14 октября 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
ГИБДД наносит ответный удар
Сотрудники автоинспекции обвиняют в коррупции автомобилиста
Непростые отношения между российскими автомобилистами и сотрудниками ГИБДД могут в скором времени перейти на новый уровень. До сих пор обвинять оппонента в нечистоплотности и мздоимстве было исключительно прерогативой водителей. Но автоинспекторы решили нанести ответный удар. Каждый шофер, решивший или согласившийся уладить с представителем ГИБДД проблему полюбовно, вручив ему деньги, теперь может оказаться в тюрьме сроком до восьми лет. Первый прецедент в Москве уже создан, и на днях над провинившимся автолюбителем начнется суд.
Проблема мздоимства сотрудников ГАИ существует настолько давно и настолько неразрешима, что еще с советских времен общепризнанно причисляется к неотъемлемым и естественным реалиям российской жизни. Периодически Главное управление собственной безопасности (ГУСБ) МВД пытается проводить рейды, отлавливая нечистых на руку автоинспекторов. Но масштабы бедствия настолько велики, что на общей ситуации они никак сказаться не могут. И самыми выдающимися результатами таких рейдов, как правило, становятся анекдотические истории об изобретательности пойманных за руку автоинспекторов, готовых при задержании, к примеру, даже съесть полученные от водителей деньги. Руководство ГИБДД между тем обвинения в адрес своих сотрудников всегда воспринимало болезненно. А в последнее время нашло новый способ защиты. Руководители ГИБДД начали говорить, что в сложившейся ситуации повинны не только автоинспекторы, но и водители, склоняющие милиционеров к получению взяток, и обещало это доказать. Теперь, похоже, настала такая пора.
Москвич Ильдар Бичаров работает простым паркетчиком и увлекается футболом. 9 августа 2004 года он на своей ВАЗ-2109 отправился на очередную тренировку с друзьями. Проезжая у дома №2 по улице Герасима Курина, Бичаров повернул налево, пересек двойную «сплошную» разделительную линию и тут же был остановлен инспекторами дорожно-патрульной службы ГИБДД Западного округа Москвы Михаилом Захаровым и Сергеем Сивалкиным. Они объявили, что г-н Бичаров совершил серьезное нарушение, отобрали права, а для составления протокола позвали в свою машину. Бичаров взял из «бардачка» «Жигулей» документы, все имевшиеся у него деньги (930 руб.) и пересел в автомобиль ГИБДД. Оформление бумаг затянулось на 30 мин., во время которых Бичарову объясняли, какие серьезные санкции и штраф его ждут. В результате паркетчик не выдержал. «Он сказал, что готов заплатить штраф прямо на месте, что спешит, что с собой у него есть только 930 руб., -- рассказал «Времени новостей» адвокат Бичарова Михаил Маров. -- Инспектор Захаров долго еще продолжал расспрашивать про то, как это "на месте уплатить штраф". Как оказалось, в машине был установлен «жучок», и все разговоры внутри нее прослушивали сотрудники ОБЭП УВД ЗАО, находившиеся рядом. Вскоре они подошли к автомобилю уже вместе с понятыми». В результате из машины ГИБДД был извлечен сам Бичаров и его 930 руб. Водителя вскоре отпустили, но через десять дней вызвали в следственное управление УВД ЗАО в качестве подозреваемого. Там состоялась его очная ставка с инспекторами Захаровым и Сивалкиным. А вскоре Ильдару предъявили обвинения по ст. 291-2 УК РФ (дача взятки должностному лицу за совершение им заведомо незаконных действий), по которой водителю грозит до восьми лет тюрьмы. Из материалов дела следует: «Бичаров, желая избежать административной ответственности за выявленное нарушение, совершил покушение на дачу взятки в виде денежных средств Захарову, предложив ему 930 руб. за бездействие по факту выявленного нарушения». Более того, там указано, что Бичаров был задержан не просто так, а в рамках проводившихся сотрудниками ОБЭП специальных оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ) по выявлению водителей-взяткодателей. 20 октября в Дорогомиловском суде Москвы должны начаться предварительные слушания по делу Бичарова.
«После этого случая всем нашим автолюбителям стоит опасаться, -- отмечает Михаил Маров. -- Опасаться откровенных провокаций милиции. В случае с моим клиентом абсолютно ясно, что он не виноват. Его просто подставили. Ну зачем для составления протокола Ильдара пересадили в машину ГИБДД, где стоял «жучок»? Почему этот протокол составлялся больше получаса, и все это время говорилось о крупных штрафах? Почему сотрудники УБЭП с понятыми уже были наготове, чтобы задержать Бичарова? Это была явно спланированная, показная операция милиции по поимке водителя, якобы пожелавшего дать взятку, и проводилась она с нарушениями законодательства».
В управлении ГИБДД Москвы «Времени новостей» не стали комментировать эту ситуацию, сославшись на то, что водителей-взяткодателей задерживают не автоинспекторы, а сотрудники УБЭП. «Автомобилисты должны знать, что есть такая статья УК, как дача взятки, и должны просто не предлагать денег автоинспекторам, -- заявил нам пресс-секретарь УБЭП Москвы Филипп Золотницкий. -- Сам УБЭП поимкой таких водителей не занимается, а наши территориальные подразделения ведут соответствующую работу». Впрочем, собеседник "Времени новостей" в ГУСБ МВД считает, что ситуация, когда водители спешат откупиться от инспекторов на месте, не имеет к делу Ильдара Бичарова никакого отношения. «Скорее всего, это ответные действия на наши операции против сотрудников ГИБДД, занимающихся поборами, -- говорит наш собеседник. -- В этой истории явно видно, что водителя просто подстрекали к даче денег автоинспектору».
Александр ШВАРЕВ