|
|
N°187, 13 октября 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Перетягивание одеяла
В день рождения министра финансов правительство делило 100 миллиардов лишних рублей
Правительство Михаила Фрадкова первый раз в своей недолгой истории на вчерашнем заседании кабинета министров делило 100 млрд руб. дополнительных доходов. Для этого пришлось вносить поправки в бюджет 2004 года, которые с завтрашнего дня начнет рассматривать Дума.
Для слишком многих членов кабинета министров это действительно происходит впервые и производит впечатление (для справки -- кабинет Михаила Касьянова в прошлом году делил практически ту же сумму). Поэтому министры-неофиты вчера прочувствовали всю свою ответственность перед страной.
Главным идеологом процесса дележа дополнительных доходов бюджета выступил на сей раз вовсе не Минфин, которому в отличие от остальных как раз не привыкать кроить и перекраивать «допсредства», а Юрий Трутнев -- министр природных ресурсов. Он буквально во первых строках дискуссии о том, как делить «сто ярдов», заявил, что хотел бы увидеть не столько нуждающихся в подаянии со стороны бюджета, сколько глубинную идеологию процесса -- «во что хочет вложиться государство».
На вопрос ребром главный докладчик от Минфина (в отсутствие министра Алексея Кудрина, который вчера отмечал свой день рождения в родном Петербурге), заместитель министра финансов Татьяна Голикова сказала честно: мол, Минфин, будь его воля, не вкладывался бы ни во что. Чем, собственно, подтвердила, что вокруг дележа дополнительных доходов внутри правительства есть серьезные разногласия.
Разногласия эти не новы. Каждое ведомство, не исключая министерства культуры и массовых коммуникаций, "тянет одеяло на себя" (приводим буквально слова премьера Фрадкова, хотя похожими были и реплики любого премьера до него). Вчера в «оттягивании бюджетных средств» отличились именно министр культуры и министр обороны. Министр культуры сетовал, что Минфин недодает культуре и СМИ денег от положенных по бюджету, и путал 390 миллионов недоданных рублей с 1 миллиардом 300 миллионами уже выделенных, которые он случайно, по словам г-жи Голиковой, не заметил. Министр обороны требовал от г-жи Голиковой... погашения долгов за электроэнергию. Они, эти долги, с точки зрения Сергея Иванова, у армии появились ввиду неправильной тарифной политики. «И даже Чубайс это понимает», -- сказал министр обороны. А вот Минфин, по его словам, этого не понял. И потому в армию под конец года приходит беда. Надо платить, платить нечем, «и нас отключают», пояснил свое бедственное положение министр.
На плач военных "железная леди" Минфина г-жа Голикова откликнулась довольно своеобразной ремаркой. Вместо того чтобы с ходу пообещать "плачущим войскам" погасить их расходы на электричество, она лишь ограничилась советом использовать собственные дополнительные доходы. По оценке г-жи Голиковой, у Министерства обороны дополнительных доходов вырисовывается под конец года около четырех миллиардов рублей, которых вполне хватит на электроэнергию и тепло.
Выяснение отношений по деньгам между Минфином и остальными ведомствами погасил премьер. Он сказал, что никакой идеологии при обращении дополнительных доходов в дополнительные расходы не нужно. А «надо просто нормально составлять бюджет». Эти слова можно было бы трактовать как упрек в адрес министра финансов, но вряд ли премьер-министр хотел огорчить Алексея Кудрина в его день рождения. Просто так сказал -- к слову.
Вера КУЗНЕЦОВА