|
|
N°187, 13 октября 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Земля и неволя
Власть и бизнес не могут найти компромисс по главному вопросу
В дискуссиях о том, каким образом обеспечить экономический рост, привлечь иностранные инвестиции, как-то ушла на второй план проблема, разрешение которой может всему этому существенно способствовать. Речь идет о реальном вовлечении в рыночную экономику земли.
Земельным делам было посвящено очередное заседание «Меркурий-клуба», созданного два года назад по инициативе Торгово-промышленной палаты. Из выступлений участников стало понятно, что между сегодняшней ситуацией в земельных отношениях и цивилизованным рынком в этой сфере дистанция огромного размера. Причем это касается как земли в городах, так и сельскохозяйственных угодий.
Впрочем, на взгляд главы комитета Государственной думы по аграрным вопросам Геннадия Кулика, не все так плохо. По его словам, «процесс становления земельного рынка идет быстро». Он привел статистические данные, которые демонстрируют увеличение количества сделок с землей. По словам депутата, в 2003 году совершено 1,1 млн сделок по выкупу или аренде земли. Договорными отношениями было затронуто более 140 миллионов гектаров.
Г-н Кулик считает, что в ближайшие 5--7 лет именно перераспределение собственности на землю «будет одним из главных элементов рынка». Однако по каким правилам и насколько прозрачно будут совершаться земельные сделки -- еще большой вопрос. Ведь, по признанию г-на Кулика, в земельном законодательстве «большое количество недоработок и ошибок при его применении».
Это касается, например, определения стоимости земли, арендной платы. Но такие пробелы -- еще полбеды. В конце концов сейчас готовятся поправки в соответствующее законодательство, ведется кадастровая оценка земли, на основе которой и будут производиться расчеты ее стоимости. Причем кадастровая оценка сельскохозяйственных земель уже завершена, осталось оценить примерно половину площадей, находящихся под промышленными предприятиями.
Главный вопрос сегодня в том, как поступить с землей, на которой стоят заводы, фабрики, над и под которой проложены транспортные коммуникации. К 1 января 2006 года приватизированные предприятия, владеющие землей на правах постоянного бессрочного пользования, должны выкупить свои участки или взять ее в аренду. На этом настаивает и исполнительная, и законодательная власть. Причем настаивает, несмотря на памятное заявление президента Владимира Путина, сделанное в ноябре прошлого года на 13-м съезде Российского союза промышленников и предпринимателей. «Продажу земельных участков под приватизированными предприятиями, по сути, вторичную продажу я считаю несправедливой», -- сказал тогда глава государства.
Впрочем, ни тогдашнее правительство Михаила Касьянова, ни нынешний кабинет Михаила Фрадкова "под козырек" не взяли. В подготовленном Минэкономразвития законопроекте по-прежнему идет речь именно о выкупе земли, что вызывает у бизнеса не только недовольство, но и недоумение. Ведь крестьянам земля в начале 90-х годов прошлого века была отдана бесплатно. Совсем недавно аналогичное решение было принято в отношении земель, используемых религиозными организациями. Однако власти, видимо, решили, что за всех расплатится бизнес. Причем цена будет соответствующей.
Цену вопроса назвал на заседании «Меркурий-клуба» председатель совета директоров компании «Ренессанс-капитал» Олег Киселев. По его словам, единоразовая нагрузка на промышленность достигнет 100 млрд долл. Причем в основном пострадают крупные машиностроительные производства, занимающие большие территории. А такие заводы, напомнил г-н Киселев, часто являются градообразующими. «100 млрд долл. -- это 25% ВВП. Это крах российской экономики. Ни одно предприятие несырьевой направленности такие суммы выплатить не в состоянии, -- сказал он. И продолжил: -- Если задача выдавить бизнес из страны -- эта задача будет решена. Нельзя по нескольку раз брать плату за то, за что плата уже была взята».
Впрочем, причитания г-на Киселева услышаны не были. Геннадий Кулик и губернатор Самарской области Константин Титов лишь предложили брать деньги за «промышленную» землю в рассрочку, чтобы окончательно не перекрыть кислород бизнесу. Однако никто из них не стал рассуждать на тему, насколько снизится инвестиционная привлекательность того или иного предприятия в случае, если ему вчинят многомиллионные земельные выплаты. Как, впрочем, и о том, что выгоднее для нынешней российской экономики: еще энное количество миллионов долларов, которые (как показывает сегодняшняя ситуация со Стабилизационным фондом) останутся лежать практически мертвым грузом, или же инвестиции в привлекательные промышленные объекты, создание конкурентных производств, что приведет к опережающему росту экономики, а может, даже и к "пресловутому" удвоению ВВП.
Михаил ВОРОБЬЕВ