|
|
N°187, 13 октября 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Обеденный перерыв
Создание мегарегулятора финансовых рынков откладывается
Руководитель Федеральной службы по финансовым рынкам Олег Вьюгин признал, что в России нет необходимых условий для создания единого регулятора. Во всяком случае в ближайшем будущем. Сотрудники такого органа, концентрирующего значительные полномочия, должны обладать высокой квалификацией для принятия ответственных решений. А это, по словам главы ФСФР, «не дело ближайшего времени». «Нам надо пройти длинный путь, чтобы осознать, что такой регулятор необходим», -- заявил вчера г-н Вьюгин на "круглом столе" «Мегарегулирование финансовых рынков: централизация надзора и концентрация ответственности», организованном Национальной ассоциацией участников фондового рынка (НАУФОР).
Созданная в рамках административной реформы ФСФР получила полномочия Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг вкупе с некоторыми полномочиями Минфина, Минтруда и МАП. По сравнению со своей прямой предшественницей, ФКЦБ, новая служба и так выглядела мегарегулятором. При этом назначенный главой ФСФР Олег Вьюгин высказывался за передачу в компетенцию его ведомства страховой и аудиторской деятельности, а в перспективе, возможно, и банковского сектора. По свидетельству участника вчерашнего «круглого стола», председателя наблюдательного совета компании «Ренессанс Капитал» Александра Шохина, вопрос о создании мегарегулятора финансовых рынков поднимался представителями бизнеса на встрече с президентом России в июне. Тогда Владимир Путин согласился с необходимостью создания такого органа и назвал имя его возможного руководителя, Олега Вьюгина. Однако теперь становится понятным, что объединение надзоров за различными секторами финансового рынка является делом отнюдь не ближайшего будущего.
Между тем многие участники "круглого стола" так или иначе высказывались в пользу проведения согласованной политики на разных участках финансового рынка. Тот же Александр Шохин мотивировал ее необходимость уроками «кризиса доверия» в банковской сфере: многие банки, инвестировавшие в начале года в быстро растущие российские акции, испытывали летом проблемы с ликвидностью из-за обвала фондовых индексов. Руководитель департамента финансовой политики Минфина Алексей Саватюгин указал на то, что еще недавно фондовый рынок и экономика страны не зависели друг от друга. Однако, по его наблюдениям, сейчас ситуация изменилась. В российские бумаги вкладываются накопления Пенсионного фонда, в них будут размещаться средства образуемой в следующем году системы ипотечного кредитования военнослужащих. Возможно, замечает г-н Саватюгин, на рынок выйдут деньги из стабилизационного фонда, хотя дискуссия об этом еще впереди. Таким образом, по мнению чиновника, финансовый и фондовый рынок стали значимыми для экономики и требуют комплексного регулирования со стороны государственных органов.
Рецепты такого комплексного регулирования предлагались на "круглом столе" разные. Нынешнее положение вещей в сфере управления, по словам Олега Вьюгина, предоставляет только две возможности координации действий различных органов исполнительной власти: межведомственные правительственные комиссии или коллегии министерств. Однако решения первых не являются обязательными к исполнению. К тому же Центробанк, будучи независимым от правительства, не может принимать участия в работе этих комиссий. А коллегии имеют лишь совещательный статус, и окончательное решение принимает и несет за него ответственность только глава министерства. Таким образом, единственной областью, где ведомства обязаны согласовывать свои позиции, остается законотворчество. Глава ФСФР предложил различным финансовым регуляторам подписать меморандумы о взаимодействии, которые регламентировали бы их деятельность в области создания подзаконных актов. «Например, если Банк России на совете директоров принимает решение, которое будет касаться не только банков, но и других финансовых учреждений, то это решение должно обязательно согласовываться с другими ведомствами. То же самое касается и решений других ведомств. Это, пожалуй, единственный реальный способ в краткосрочном периоде для решения проблемы взаимодействия между регулирующими структурами», -- подчеркнул г-н Вьюгин. Алексей Саватюгин предложил создать систему единого финансового мониторинга, которая сводила бы воедино разрозненные сведения, собираемые различными регуляторами. По мнению же главы Федеральной службы страхового надзора Ильи Ломакина-Румянцева, в России необходимо создать финансовый третейский суд. Этот институт должен вводиться федеральным законом и финансироваться участниками рынка. Представителей суда должно назначать государство, а его решения признаваться арбитражным судом.
Пока же, заметил г-н Ломакин-Румянцев, действия различных регуляторов финансового рынка согласуются только во время совместных обедов их руководителей. Платит за обеды Центробанк.
Игорь ПОЛИЩУК