|
|
N°107, 21 июня 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Невольник чести
Проблема-2003 будет решена за счет пенсионных взносов работодателей
В России появился инвестор непреодолимой силы. Как сообщала вчера газета "Время новостей", правительство назначило таким инвестором Пенсионный фонд. Ему разрешено вкладывать "временно свободные средства" в государственные ценные бумаги. По разным оценкам, на счетах ПФР в Центробанке "пылятся" от 100 до 110 млрд рублей. Этих средств более чем достаточно, чтобы свести доходность рублевых госбумаг к отрицательным величинам: номинальный объем этого рынка -- всего 195 млрд рублей.
Впрочем, вероятность того, что правительство развернет стрельбу из пушки по воробьям ради грошового прибытка, снижая ликвидность и без того вялого рынка, крайне невелика. На самом деле Минфин задействует "лишние" пенсионные деньги для игры на рынке валютных обязательств -- еврооблигаций и ОВГВЗ. По сведениям нашей газеты, список таких бумаг уже подготовлен: в него включены валютные обязательства со сроком погашения до 2005 года. Такая тактика позволит "сточить" пик выплат по внешнему долгу, приходящихся на 2003 год, когда стране предстоит отдать кредиторам 19 млрд долл., в том числе более 5 млрд долл. держателям двух траншей еврооблигаций и четвертого транша ОВГВЗ. Если основным держателем этих бумаг станет ПФР, то до четверти своих валютных обязательств Минфин сможет гасить в 2003 году не «живыми» деньгами, а новыми госбумагами.
Сам ПФР не в восторге от такой перспективы: источники в фонде говорят о том, что правительство пытается мобилизовать свободные средства, предназначенные пенсионерам, в федеральный бюджет. А это подрывает устойчивость пенсионной системы.
Фискальные успехи последних лет позволили властям не только сбалансировать федеральный бюджет, но и "накачать" свободными ресурсами Пенсионный фонд. К концу прошлого года на счетах ПФР накопилось 98,4 млрд не имеющих применения рублей. Сколько допдоходов привлечено в 2001 году, остается только гадать. В самом ПФР стараются не афишировать привалившее богатство. "В первом квартале МНС перевыполнило задание по сбору доходов для ПФР на 2%, а во втором -- на 6%, -- говорит представитель фонда. -- Поскольку в первом полугодии общая сумма пенсионных сборов должна составить около 160 млрд руб., "лишних" денег у фонда появилось не слишком много -- меньше 10 миллиардов".
В Центре развития полагают, что ПФР прибедняется. По оценке центра, с начала года бюджет и внебюджетные фонды накопили на счетах в ЦБ более 120 млрд руб., причем основная масса этих денег принадлежит ПФР.
На первый взгляд у главы ПФР Михаила Зурабова есть все основания радоваться. Правительство говорит, что радеет о гарантиях "сохранения и прироста временно свободных средств фонда". Сейчас накопленные ПФР деньги обесцениваются примерно на 2% в месяц. Купив госбумаги, фонд сможет рассчитывать на купонный доход, который хотя бы отчасти компенсирует воздействие инфляции.
Однако новый инвестор будет связан по рукам и ногам. ПФР сможет покупать лишь те бумаги, на которые ему укажет правительство. Он будет лишен права продавать их до даты погашения без согласия кабинета министров.
До сих пор накопление "пенсионных" денег служило денежным властям инструментом стерилизации избыточной денежной массы. За стерилизацию расплачивался ПФР. Выход ПФР на рынок валютных госбумаг выглядит в этой связи вдвойне оправданным, говорит исполнительный вице-президент ИК "Тройка Диалог" Олег Вьюгин. "Эти деньги по-прежнему будут работать на стерилизацию, при этом правительство сможет использовать их в государственных интересах", -- констатирует экономист.
Финансисты были заранее готовы к появлению на рынке российского внешнего долга нового крупного игрока. В связи с этим они вспоминают ралли на рынке валютных облигаций России, случившееся 3--4 недели назад. Российские бумаги росли, несмотря на то что другие развивающиеся рынки буквально лихорадило. Цены на них повысились тогда в среднем на 2%, причем лидерами роста стали "ближние" еврооблигации -- со сроком погашения до 2005 года, подорожавшие на 3--4%. Именно тогда в аналитических комментариях инвестиционных банков появилась версия о том, что долг откупают структуры, близкие к российским властям. Скорее всего, покупка велась с прицелом на дальнейшую перепродажу, ведь ПФР уполномочен "при необходимости привлекать организации, оказывающие финансовые услуги".
Елена МЯЗИНА, Владимир ФЕДОРИН