|
|
N°187, 13 октября 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Ты как хочешь это назови
Смотрите с 14 октября на экранах Москвы
«Небесный Капитан и Мир Будущего» (США, 2004, Керри Конран). Самый ожидаемый кинопроект года: поражающая воображение история о фантастических событиях, происходящих в выдуманном прошлом. Тридцатые годы, тотальная индустриализация, героические авиаторы, коварные злодеи, командующие армией огромных роботов, -- дикая, но феерическая с точки зрения чистой эстетики смесь «Индианы Джонса» и «Метрополиса», оживший и распустившийся на глазах изумленной публики стальной бутон, напитавшийся живительных соков из футуристических комиксов полувековой давности, черно-белых фильмов о летчиках, компьютерных игр и прочего восхитительного трэша. В заокеанском прокате «Капитан» не снискал особых прибылей (проще говоря, провалился), но исключительно потому, что оказался слишком хорош для вкусов широкой публики: у тонких натур дух все равно захватывает, а Нью-Йорк так и хочется, вслед «Бэтмену», назвать постоянным комиксовым псевдонимом Готем-Сити. Заявленный в названии Мир Будущего целиком сгенерирован на компьютере: настоящими в фильме являются только актеры, да и то не все: «сыгравший» главного злодея, доктора Тотенкопфа, сэр Лоуренс Оливье, как известно, скончался полтора десятка лет назад -- и был возвращен на экран в виде архивных съемок, обработанных по последнему слову кинотехники. Из здравствующих же артистов в фильме заняты Джад Лоу, Гвинет Пэлтроу, Анжелина Джоли, Джованни Рибизи и Майкл Гэмбон.
«Дом страха» (США, 2004, Уильям Батлер). Молодой психиатр Кларк (Джошуа Леонард -- «Проект «Ведьма из Блэр», «Военный ныряльщик», «Два дня») самостоятельно расследует таинственные смерти пациентов в психиатрической клинике, где он работает. И обнаруживает, что стоит на пороге опасной тайны, которая и его самого без труда может свести с ума. Мрачный и запутанный фильм, получивший высокую оценку у специалистов в области «сумеречного кино» и напоминающий о лучших образцах «психиатрического хоррора» вроде «Лечебницы» и «Бедлама». Режиссеру Батлеру доверять можно и нужно: свою карьеру он начинал с небольших ролей в таких замечательных фильмах, как седьмая часть «Пятницы, 13», третьей «Техасской резни бензопилой» и ремейке ромеровской «Ночи живых мертвецов», а в данный момент он дожидается выхода в свет четвертой и пятой серий «Возвращения живых мертвецов», для которых написал сценарии. Также в ролях Джордан Лэлл, Лесли Джордан, Наташа Лайон и ветеран направления Лэнс Хенриксен.
«Терминал» (США, 2004, Стивен Спилберг). С некоторым злорадством стоит признать, что мы дожили-таки до первого безоговорочного и сокрушительного провала Стивена Спилберга. В новом его фильме, несмотря на привычный голливудский лоск и участие звезд первой величины, явственно ощущается привкус сладковатого тлена, которым проникнуты, скажем, работы позднего Эльдара Рязанова. Том Хэнкс, старательно имитируя неведомый акцент, изображает Виктора Наворского, уроженца восточноевропейской страны Кракозии, который оказался в нью-йоркском аэропорту Кеннеди как раз в тот момент, когда на его родине случился военный переворот и все документы, выданные прежним правительством, оказались аннулированы. Став человеком без гражданства, Наворский оседает на неопределенное время в терминале аэропорта, где находит новых друзей, настоящую любовь с прехорошенькой стюардессой (Кэтрин Зета-Джонс) и прочие радости жизни. Смотреть на все это нескучно, но невыносимо стыдно: это поняли даже зрители в Америке, где фильм триумфально не собрал положенных ему по статусу миллионов и был кисло принят в прессе. Также в ролях Стэнли Туччи, Чи Макбрайд, Диего Луна и Кумар Паллана.
«Проклятие 2» (Япония, 2003, Такаши Шимитцу). Тема передающегося от человека к человеку, подобно вирусу гриппа, проклятия истерзанной души стала для Такаши Шимитцу такой же благодатной и долгоиграющей, как для создателя «Звонка» Хидео Накаты история про роковую видеокассету и грядущую за просмотром телефонную трель. В 2000 году вышли два телевизионных «Проклятия», доступные, к слову, на отечественном легальном видеорынке компиляции из по-настоящему страшных и местами просто физиологически невыносимых зарисовок-«квайданов» (традиционных японских баек о привидениях), три года спустя -- полнометражный ремейк (не уступающий в жути оригиналу) и практически сразу -- вторая часть, этакий «сиквел ремейка». На сей раз в центре потустороннего внимания -- компания телевизионщиков во главе с юной кинозвездой жанра ужасов Киоко (Норико Сокаи, японская телеактриса и певица, а также закадровая Рассказчица в мультсериале про Покемонов), которая отправилась в проклятый дом, чтобы снять очередное мистическое шоу. Но призраки совсем не расположены стать телевизионными знаменитостями. И развлекательная передача превращается в прямой эфир из камеры смертников. По-настоящему страшно, даже в том случае, если восточной мистикой вы уже несколько объелись. Тем не менее расслабляться не стоит: до конца года на наши экраны выйдет еще и американская версия «Проклятия», поставленная все тем же Такаши Шимитцу. Также в ролях Чихау Нияма, Кей Хори и Ю Ичикава.
Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ