|
|
N°186, 12 октября 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Страна терпимости
Социологи пытаются научить милиционеров не дискриминировать этнические меньшинства
Спустя почти 40 дней после трагедии Беслана все еще не ясно, как именно российская власть будет заботиться о повышении уровня безопасности граждан. Зато ясно другое: граждане более чем когда-либо готовы мириться с жесткими мерами, в том числе и теми, которые принято называть полицейскими -- и в переносном, и в самом непосредственном значении этого слова. Ни для кого не секрет, что волна проверок и задержаний, которая в сентябре прокатилась по кавказским диаспорам, ничуть не меньше предыдущих -- после взрывов в Москве, после «Норд-Оста», после начала второй чеченской войны. Более того, эти «усиления режима» по отношению к выходцам с Кавказа теперь, похоже, просто слились в одно непрерывное усиление. И протестующих голосов, кричащих о некорректности словосочетания «лицо кавказской национальности» и о том, что недопустимо задерживать граждан по этническому признаку, подбрасывая им оружие, на этот раз почти не слышно. Газеты и телевидение просто не дают места немногим принципиальным правозащитникам, полагая, что их принципы сейчас не вызовут ничего, кроме раздражения. Между тем проблемами этнической терпимости российской милиции решили заняться ученые. В последние два года группа российских и канадских социологов работала над большим проектом со сложным названием «Формирование межэтнической толерантности в российском обществе». Начать формировать толерантность решили с московских и казанских милиционеров. В присутствии корреспондента «Времени новостей» социологи и представители правоохранительных органов делились впечатлениями и подводили предварительные итоги. Выяснилось, что российская милиция в нынешнем виде дееспособна весьма условно. Но многое может измениться, если граждане станут ее любить.
По словам одного из руководителей проекта, он обошелся примерно в 10 тыс. долл. Сами же социологи признают: это более чем скромный бюджет для попытки «содействовать формированию гражданского общества через распространение в среде сотрудников правоохранительных органов, работающих в полиэтнической среде, толерантных установок сознания, навыков адекватного межкультурного восприятия и неконфликтного поведения». В программе участвовало всего около 50 офицеров МВД главным образом из числа среднего командного состава, работающих в двух городах -- Москве и Казани. Тем не менее социологи полагают, что им удалось по крайней мере определить те проблемы, которые есть у российской милиции, и примерно представить себе, какой должна стать российская милиция, чтобы эти проблемы можно было решить.
«Некоторые практики милиции находятся целиком в рамках закона и административных норм, но воспринимаются как дискриминационные, -- говорит научный сотрудник Центра этнической социологии Института социологии РАН Ольга Щедрина. -- Например, выборочная проверка документов по этническому признаку. Это далеко не единственная ситуация. С подобными сложностями уже сталкивались многие страны мира, пережившие стремительный рост преступности в 70--80-е годы прошлого века. По времени это совпало с распространением политики мультикультурализма. И выход был найден в создании новой модели правоохранительной деятельности. Мы называем ее моделью общественно-ориентированной деятельности, а в переводе коллег из МВД это называется «правоохранительная деятельность с участием граждан».
По мнению социологов, общественно ориентированная полиция решает принципиально иную задачу, нежели полиция традиционная. Если последняя «охраняет порядок» и профессионально борется с преступностью, то первая «оказывает обществу правоохранительные услуги». Такая полиция может не реагировать на происшествия в пожарном режиме, а разрешать проблемы и предотвращать преступления. Разумеется, в такой полиции должны быть представлены люди разных национальностей и расовых групп страны.
Пообщавшись с российскими милиционерами, социологи убедились, что российская милиция как раз вполне традиционна и переход к новой схеме работы потребует существенной смены задач и навыков работы. Но пока до такой революции далеко.
Российские милиционеры реже обычных граждан задумываются о своей этнической принадлежности. Но лозунг «Россия для русских» находит поддержку среди сотрудников милиции.
«Отсутствие этнокультурной компетентности и коммуникативных навыков осознается сотрудниками милиции как острая проблема, это оказывает негативное влияние на работу, -- говорит Ольга Щедрина. -- Однако проблемы с этническими группами несколько теряются на фоне других профессиональных проблем». Проинтервьюированные социологами милиционеры жалуются, что «нет помощи от населения», что «даже если соседнюю квартиру будут грабить, нам не позвонят» и что «люди по отношению к милиции -- злющие, как тигры». При этом «правильные» установки -- «мы социальная служба, которая оказывает услуги населению, и мнение населения для нас главный критерий» -- соседствуют с традиционными -- «мы государственная правоохранительная служба, а население некомпетентно для того, чтобы оценивать уровень работы милиции».
При этом радикально изменить мнение сотрудников или повлиять на их мировоззрение затруднительно даже для непосредственного начальства, которое познакомилось через социологов с премудростями толерантности, -- да и для любого другого. Офицеры жалуются на крайне низкий общекультурный уровень личного состава низшего звена и на то, что нет возможностей ни для взысканий, ни для поощрений: нет ни денег, ни соответствующих людей для замены кадров. Для того чтобы решить эти проблемы, по мнению участников проекта, необходимо изменить систему подготовки кадров, каким-то образом справиться с коррупцией и вместо неформальных связей милиции с населением вроде взяток и «крышевания» выстроить открытую систему отношений между милицией и обществом.
Начальник кафедры теории и социологии управления Академии управления МВД Виктор Коробов поблагодарил ученых за совместную работу: «Сотрудники милиции и социологи уяснили для себя возможности включения принципов толерантного общения в повседневную практику, и это уяснение было полезно». Однако, по мнению г-на Коробова, мультикультурная политика и общественно ориентированная полиция появятся в России еще не скоро.
«Межэтническая толерантность должна рассматриваться только в контексте общесоциальных коммуникаций, и проблематикой мультикультурализма она не исчерпывается, -- заметил представитель МВД. -- Россия -- страна многоукладная, и это не может не накладывать отпечатка на всю систему социального взаимодействия». Виктор Коробов полагает, что в многоукладной стране государство должно приводить интересы различных социальных групп к общему основанию, но у государства не хватает для этого инструментов: «Нет интеграции, нет механизмов общего рынка. Правоохранительные органы -- заложники этой ситуации. Их задача -- обеспечивать действие закона, в том числе бороться с незаконной миграцией и организованными преступными группировками, которые, хотим мы этого или нет, имеют этническую окраску».
Виктор Коробов поблагодарил ученых за сотрудничество. Ученые надеются на продолжение взаимодействия с сотрудниками Академии управления МВД с целью развития взаимопонимания органов внутренних дел и общественности.
Иван СУХОВ