После упразднения Кубка кубков интерес к Кубку России несколько угас. Падение интереса к розыгрышу национальных кубков наблюдается не только в России. Допустим, в Италии, как и в Испании, в финале подобных турниров грандов встретишь далеко не всегда, в то время как матчи, в которых решается судьба мест в Лиге чемпионов, собирают огромную аудиторию. Исключение составляют британские страны. В Англии в свое время выигрыш Кубка считался едва ли не престижнее золотых медалей национального первенства, а начиная с 1872 года триумфатор неизменно получает один и тот же трофей.
Роль традиций в России не столь велика, и сегодня в Петровском парке будет вручен уже третий кубок в истории нашего футбола. Первый, сделанный из крюшонницы, купленной в антикварном магазине в 1936 году за 37 рублей, хранится сейчас в офисе московского «Спартака». Второй, российский, успевший в 1991 году побывать и кубком СНГ, отдан на вечное хранение последнему победителю -- «Локомотиву» и, покрытый паутиной, стоит на базе клуба в Баковке.
Идея изготовления нового приза родилась после перехода турнира из ведения ПФЛ под юрисдикцию Российского футбольного союза. Руководители РФС решили, что негоже вручать трофей, произведенный в Италии. Да и сходство кубка России с главным трофеем Лиги чемпионов выглядело совсем уж нескромно. Сначала было решено пойти по историческому пути -- поискать приз в антикварных магазинах, но ничего достойного найти не удалось. И тогда было принято решение новый трофей изготовить.
На суд комиссии, в которую вошли руководящие фигуры РФС Владимир Родионов, Александр Тукманов, Никита Симонян, а также директор финансового департамента Виктор Груздев, было представлено четыре варианта. «Первые два из них даже не запомнились, -- вспоминает Виктор Груздев. -- А два других варианта были диаметрально противоположными. Один выглядел чашей стадиона, где вместо поля футбольный мяч. Но все-таки остановились на традиционном варианте, напоминающем старый кубок СССР. Причем последнее слово осталось за Никитой Симоняном».
Заказ на хрустальную часть кубка было решено разместить в
Гусь-Хрустальном, в музее которого сохранилась копия этого приза. А серебряная отделка была поручена лучшим ювелирам Москвы. Не все шло гладко -- во время ювелирных работ от хрустальной чаши откололся большой кусок, и кубок пришлось делать, по сути, повторно. «Не думаю, что это можно считать плохой приметой, -- продолжает Виктор Груздев. -- Ведь кубок не разбился, да и, если в честно, даже в РФС многие не знают, что откалывался кусок. Так что я уверен -- этот приз будет служить нашему футболу долго».
Новый кубок будет вручаться как минимум 16 раз. Именно столько названий команд-победительниц может уместиться на серебряных пластинах у основания чаши. «Впрочем, если названия клубов писать не очень крупно, то хватит места надолго, -- считает Виктор Груздев. -- Ведь на предыдущем кубке первый победитель размахал свое название на всю чашу, а все последующие ютились потом как бедные родственники. Причем пластины отвинчиваются, а значит, чтобы написать имя нового победителя, не обязательно везти к граверу весь 15-килограммовый приз, доля серебра в котором составляет 6,3 килограмма».