|
|
N°185, 11 октября 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Смерть -- это всего лишь слово
Не стало великого философа Жака Деррида
Философы умирают в Париже. Теперь Франция, а не Германия главная философская держава планеты. Один из последних, если не последний великий французский философ ХХ века Жак Деррида скончался от рака в Париже в минувшую пятницу на 75-м году жизни. Как и все другие великие философы, Деррида, в сущности, занимался поисками той инстанции, которая рождает смыслы. Назвать ее Богом было бы слишком просто...
То, что он делал, на языке философии называется теорией деконструктивизма. Если говорить об этом на более простом, обыденном человеческом языке, Деррида попытался показать, как, сказав или написав слово, мы сочиняем понятие, а не обозначаем уже существующее заранее. Это постоянное сотворение и одновременно развенчание всех и всяческих смыслов мы и называем постмодернизмом.
Его книги "Письмо и различие", "Грамматология", "Голос и феномен", "Почтовая открытка" и многие другие -- быть может, самая радикальная в истории человечества попытка исследовать саму суть, ткань слов, которые мы употребляем. Как наборщик играет шрифтами букв, составляя те или иные начертания текстов в книге или газете, так Деррида играл "шрифтами" самих слов и текстов. Деррида был таким героическим контрабандистом, постоянно барражировавшим на границе литературы и философии, постоянно взрывая эти границы.
Он родился в колониальном Алжире, в Эль-Биаре, 15 июля 1930 года. В 34 года начал преподавать философию, в 37 лет выпустил свои первые книги и сразу стал знаменитым. Так получилось, что Деррида пережил почти всех других главных французских философов ХХ века. Мишеля Фуко, столь популярного в России автора скандальных философий секса и тюрьмы, не стало 20 лет назад. Жиль Делез -- философ и математик, быть может, самый внутренне стройный и самый трудный для понимания представитель французской философской школы, выпрыгнул из окна своей парижской квартиры в 1996-м. Из великих остался, пожалуй, только другой знаменитый теоретик постмодернизма Жан Бодрийар.
75 неполных лет, отпущенных Деррида в земной жизни, -- такой классический "философский срок". Эту жизнь не назовешь ни слишком длинной, ни слишком короткой. Зато от нее остается ощущение, что человек успел все.
В эпоху, когда массивы слов превратились в дикое информационное поле, когда слов стало много, а словарный запас обывателя, напротив, скукожился, Деррида вернул человеку представление о важности Слова.
Парадокс в том, что смерть -- это тоже всего лишь слово, сочиненное человеком понятие. И, если идти за Деррида до конца, было бы некорректно утверждать, что он умер. Деррида "как бы" умер. Значит, "как бы" жив.
Семен НОВОПРУДСКИЙ