Время новостей
     N°106, 20 июня 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  20.06.2001
Конкурсная программа
Давай сделаем это по-быстрому / Quickie (Германия). Режиссер Сергей Бодров

Благоразумие / Shantham (Индия). Режиссер Джайярадж

Детектор / Detektor (Норвегия). Режиссер Пэл Якман

Дикие мидии / Wilde Mossels (Нидерланды). Режиссер Эрик де Брюн

Жертвы и убийцы / Obeti a Vrazi (Чехия--Франция--Швейцария). Режиссер Андреа Седлачкова

Мадемуазель / Mademoiselle (Франция). Режиссер Филипп Лиоре

Наследство / Herencia (Аргентина). Режиссер Паула Эрнандес

Нечестное состязание / Concorrenza Sleale (Италия--Франция). Режиссер Этторе Скола

Пионовая беседка / Youyuan Jingmeng (Китай, Гонконг). Режиссер Юньфань

Под кожей города / Zir-e Poost-e Shahr (Иран). Режиссер Рахшан Бани Этемад

Подальше от окна / Daleko od Okna (Польша). Режиссер Ян Якуб Кольский

Прелесть моя / Mi Dulce (Испания--Италия). Режиссер Хесус Мора

Реальный вымысел / Shilje Sanghwang (Южная Корея). Режиссер Ким Кидук

Слепые / Vakvaganyok (Венгрия). Режиссер Петер Тимар

Стеклянные крылья / Vingar av Glas (Швеция). Режиссер Реза Багхер

Фанатик / Believer (США). Режиссер Генри Бин

Чай из хризантем / Love Story by Tea (Китай). Режиссер Цзинь Чэнь

Традиционный упрек Московскому кинофестивалю -- слабость и серость конкурсной программы, в особенности по сравнению с программой внеконкурсной, в которую можно приглашать уже засвеченные фильмы. Упрек справедливый, но адресовать его можно не только Москве. По сути, только Каннский фестиваль, состоящий сплошь из мировых премьер самых именитых мастеров и самых многообещающих новичков, может похвастаться конкурсом, который надо смотреть от первого до последнего фильма. Это не значит, что там не бывает посредственных фильмов, просто каннские неудачи -- это не просчеты организаторов, а факты истории кино, наравне с каннскими триумфами. Что же до Венеции и Берлина, то в их конкурс сплошь и рядом попадают необязательные, далеко не самые выдающиеся фильмы, в чем, впрочем, никто из журналистов не видит большого греха, утешая себя интересно составленными программами, культовыми ретроспективами, ночными просмотрами. Так что с конкурсом, особенно в этом году, у нас не так все и плохо, даже на мировом фоне.

Гордость программного директора фестиваля Кирилла Разлогова -- «Реальный вымысел» корейского режиссера Ким Кидука, действительно замечательный фильм-импровизация, съемки которого -- с помощью десяти видео- и десяти кинокамер продолжались всего пару часов, зато монтаж растянулся на несколько лет. Это, пожалуй, самый современный по киноязыку фильм программы.

На роль самого красивого фильма претендуют китайский «Чай из хризантем» и гонконгская «Пионовая беседка» (это название классической китайской оперы, ставшее нарицательным для обозначения страстной любви), хотя атмосфера их сильно разнится. В китайской картине -- скудная жизнь континентального Китая на фоне неправдоподобно величавой природы, в гонконгской -- живописное увядание аристократического рода и тонкости изощренной любовной игры.

Самый «русский» фильм конкурса -- немецкий триллер с лаконичным оригинальным названием Quickie, которое у нас звучит как «Давай сделаем это по-быстрому». Русским Quickie делают фамилии режиссера (Сергей Бодров-старший) и исполнителя главной роли (Владимир Машков сыграл живущего в Лос-Анджелесе новорусского миллионера). Не будем возвращаться к дискуссии об отсутствии в конкурсе российской картины. Было бы что показать -- была бы и картина. Почитайте рецензии (в том числе и в нашей газете) на российский конкурс «Кинотавра» -- вам многое станет ясно.

Самый необычный фильм конкурса -- «Слепые» венгра Петера Тимара. История о музыкантах, сочинивших мюзикл для воспитанников интерната для слепых, снята (а точнее -- озвучена) специально для людей с ослабленным зрением: закадровый голос методично описывает все, что происходит на экране.

Самый драматичный конкурсный фильм -- «Фанатик» Генри Бина. Триумфатор фестиваля американского независимого кино «Сандэнс» (Гран-при жюри) рассказывает историю еврейского юноши, превратившегося в худшего врага собственного народа.

И наконец, самый титулованный режиссер, принимающий участие в московском конкурсе, -- это Этторе Скола («Мы так любили друг друга», «Бал», «Ночь в Варенне»). Его картина «Нечестное состязание» снята в традиционной манере на проверенный политкорректный сюжет о судьбе евреев в фашистской Италии, но в стройности и убедительности ей не откажешь, а актерский состав -- Жерар Депардье, Диего Абатантуоно, Жан-Клод Бриали -- в представлениях не нуждается. На мой взгляд, один из главных претендентов на призы фестиваля.

Алексей МЕДВЕДЕВ