|
|
N°185, 11 октября 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Молчать нельзя
Центробанк намерен получать информацию о деятельности банков от аудиторов
Центральный банк придумал, как радикально усилить банковский надзор с помощью аудиторов. Как стало известно «Времени новостей», регулятор предлагает обязать аудиторские компании информировать его о нарушениях, выявляемых в банках в ходе проверок, -- например, о фактах раздувания капитала или недостоверной отчетности. Такое предложение содержится в письме «Об особенностях взаимодействия Банка России с аудиторскими организациями в целях повышения эффективности банковского надзора», поступившем на днях в Минфин за подписью первого зампредседателя ЦБ Андрея Козлова. На прошлой неделе документ был представлен Банком России на заседании совета по аудиторской деятельности при Минфине и получил неоднозначную оценку. Эксперты сомневаются, что все аудиторские компании готовы сотрудничать с Центробанком в предложенном специфическом формате.
Укрепление надзора считается одной из ключевых задач команды Сергея Игнатьева, возглавившего ЦБ в 2002 году. С этой целью главный банк страны начал борьбу с «раздуванием» капитала, поменял систему обязательных нормативов, начал внедрять принципы содержательного надзора (мотивированное суждение) и отбирать банки в систему страхования вкладов. Правда, не все эти преобразования увенчались бесспорным успехом. Например, проверки для отбора в систему страхования оказались менее жесткими, чем ждали на рынке, борьба с фиктивной капитализацией, по мнению ряда экспертов, просто не удалась -- многие банки успешно скрывают схемы «раздувания» капитала от чиновников или создают новые.
Судя по всему, теперь на Неглинной решили, что пришло время действовать более радикально. «Для оперативного принятия мер надзорного реагирования, -- говорится в письме, -- аудиторские организации по мере выявления сообщают в Банк России следующую информацию: о фактах недостоверности учета и/или отчетности кредитной организации... существенно влияющих на финансовый результат и/или оценку финансового состояния в целом; о фактах формирования источников собственных средств с использованием инвесторами ненадлежащих активов... любую другую информацию, указывающую на наличие угрозы интересам кредиторов (вкладчиков) кредитных организаций, ставшую известной аудиторам в ходе осуществления профессиональной деятельности». Центробанк уточняет, что эта информация предоставляется его территориальным главкам, к которым приписан тот или иной банк, «и используется ими в процессе осуществления банковского надзора».
Плюсы, которые надзорный блок ЦБ, и в первую очередь Московское управление (надзирающее за сотнями банков), может получить от сотрудничества с аудиторами, очевидны. При проведении проверок аудиторская компания вправе запросить у банка любые документы, необходимые для подтверждения отчетности, ей доступна самая широкая информация о бухгалтерских проводках, а также о сделках и сформированных по ним резервам. «Аудитор при проверке видит все источники формирования капитала и при достаточном уровне квалификации может оценить качество собственных средств банка», -- поясняет один из банкиров. При этом квалификация аудиторов нередко позволяет истолковывать полученные сведения более грамотно, чем это делают чиновники. Таким образом, используя частные компании в качестве информаторов, ЦБ экономит время, необходимое для инспекционной проверки, и частично решает проблему персонала. «Это приведет к серьезному ужесточению надзора, -- говорит топ-менеджер крупного московского банка на условиях анонимности, -- но методы (выбранные регулятором. -- Ред.) слишком нестандартны». Президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян не видит в идее Андрея Козлова ничего странного: «Кроме того, что мы осуществляем профессиональную деятельность, мы еще и граждане своей страны. В крайних случаях, если аудитор видит угрозу интересам вкладчиков и обман, он не должен молчать». В то же время г-н Тосунян говорит, что «аудиторы -- это коммерческие организации, и они будут исходить из того, чтобы не испортить отношения с аудируемыми организациями».
Аудиторы же отмечают, что информационное сотрудничество с Центробанком не согласуется с законодательством и международным опытом. «Банк России частично возлагает функции надзора на аудиторские компании, что не предусмотрено законом «О Центральном банке», -- комментирует вице-президент компании ФБК Алексей Терехов, -- у аудиторов же по закону «Об аудиторской деятельности» есть обязанность подтверждать достоверность отчетности клиента, но нет обязанности разделять функции надзора». Впрочем, идею взаимодействия с аудиторскими фирмами в целях надзора он считает положительной: «В Великобритании и ряде других стран аудиторы выполняют поручения надзорных органов, но это делается по специальным заданиям, таким образом, аудитор официально выполняет функцию надзора». «Центробанк может давать аудиторам такое задание, -- соглашается один из банкиров, -- но тогда плательщиком по этому заданию должен быть он сам, а не банки».
Юрий ВЕРЕТЕННИКОВ