|
|
N°185, 11 октября 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Литовская альтернатива
Избиратели устали от политических скандалов
Вчера в Литве состоялся первый тур президентских выборов, но международные наблюдатели на них не приехали. Все дело в том, что Вильнюсу доверяют, пояснил председатель ЦИКа Зенонас Вайгаускас. Зато прибыла делегация из Ирака -- чтобы набраться опыта.
Четвертые за годы независимости парламентские выборы в Литве проходят по новым правилам. Мажоритарная система сохраняется -- 70 законодателей избираются по партийным спискам и 71 -- в одномандатных округах. Но теперь кандидат-одномандатник должен получить не менее 40% голосов зарегистрированных избирателей. Если этого не происходит, то проводится второй тур, в котором выбирают из двух, набравших в первом туре наибольшее число голосов. Для победы во втором туре нужно набрать не менее 1/5 голосов. И уж только тогда -- на повторных выборах -- никакие ограничения не действуют и побеждает простое большинство.
Глубокий политический кризис, приметами которого стали импичмент президенту Роландасу Паксасу и скандал вокруг депутатов сейма, обвиняемых в коррупции, явился причиной низкой активности избирателей. Политологи констатируют рост недоверия к власти, к традиционным партиям. На этом фоне особенно заметна феноменальная популярность Трудовой партии, созданной всего год назад крупным предпринимателем и членом сейма, русским по национальности Виктором Успаских. Последние опросы показывают, что ее рейтинг как минимум вдвое превышает показатели правящей коалиции социал-демократов и социал-либералов.
Г-н Успаских называет себя либералом по убеждениям, но реалистом и прагматиком по натуре. Поэтому и программу Трудовой партии ее лидер считает «антиидеологической». В слово «труд» он вкладывает универсальное содержание, относя к трудящимся и бизнесменов. Успаских постоянно подчеркивает, что для посткоммунистического государства, каковым является Литва, классические политологические схемы власти не годятся, так как рыночная экономика обрушилась на людей неожиданно и многие не могли к ней приспособиться. Партия эта очень пестрая: в ней немало предпринимателей и интеллигенции, а ее электорат -- люди, в массе своей неустроенные и легко впитывающие обещания лучшей жизни.
Кроме того, у традиционных партий будет оттягивать голоса коалиция из четырех политических организаций, созданная свергнутым президентом Паксасом, и коалиция из двух партий Казимиры Прунскене, проигравшей на внеочередных президентских выборах Валдасу Адамкусу лишь незначительный процент голосов. Кстати, Адамкус назвал нынешнюю предвыборную гонку "более корректной, когда соперничавшие партии и отдельные кандидаты не поливали друг друга грязью".
Впрочем, какие бы комбинации ни создавались, можно с большой уверенностью прогнозировать, что к власти в очередной раз придут левоцентристские силы, а правые партии окажутся в меньшинстве. В этих условиях самым сложным вопросом является состав будущей коалиции. Всем ясно, что хотя трудовики наберут и самое большое число голосов, но абсолютного большинства, то есть 71 мандат из 141, они не достигнут.
Стало быть, придется формировать коалиционное правительство. И тут пока полная неопределенность. Ибо неприятие традиционными партиями -- и левыми, и правыми -- Трудовой партии столь сильно, что вплоть до самых выборов так никто и не решился пойти на предварительные переговоры с ней. Хотя мало кто сомневается, что скорее всего на это пойдет нынешняя левая коалиция. Во всяком случае, один из ее лидеров, нынешний спикер сейма Артурас Паулаускас, несколько дней назад впервые открыто заявил о такой возможности.
Владимир СКРИПОВ, Вильнюс