|
|
N°106, 20 июня 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Фестивальная горячка
Что смотреть на XXIII Московском международном
Гигантомания всегда была нашим фестивальным девизом. В лучшие годы, когда награждали Феллини, -- оправданным. В худшие -- нелепым. Десятки залов, сотни заявленных фильмов -- куда больше, чем в том же Канне, многочисленные делегации гостей чуть ли не по каждому фильму -- то есть все то, что положено по чину так называемому фестивалю категории «А». Еще несколько лет назад пресловутая категория смотрелась на фестивале несколько мешковато: большая программа оборачивалась беспрерывными заменами, а приглашенные и принявшие приглашения звезды в последний момент отказывались, ссылаясь на обстоятельства непреодолимой силы. Был случай, когда из всей заявленной программы к началу очередного форума в распоряжении организаторов находилось всего девять копий.
В те годы особенно часто приходилось слышать о том, что Москве нужно отказаться от высокого статуса конкурсного фестиваля и устраивать обычный Фестиваль фестивалей, по образцу Торонтского, на который свозятся уже засвеченные фильмы со всего мира. Московский фестиваль делать этого не стал -- и, как теперь кажется, правильно.
Переломным моментом стал последний сеанс прошлогодней конкурсной программы: на очень хороший, но далеко не самый зрительский фильм Кшиштофа Занусси «Жизнь как смертельная болезнь, передающаяся половым путем» в «Пушкинском» был аншлаг, а сам режиссер заявил, что не жалеет о своем выборе в пользу Москвы (фильм приглашали и на Венецианский фестиваль). В этом году в конкурсной программе представлены даже более именитые (итальянец Этторе Скола) и более модные (кореец Ким Кидук) режиссеры.
И все же пока Московский кинофестиваль сохраняет свой промежуточный статус: международный конкурс соседствует с огромной внеконкурсной программой (свыше двухсот фильмов, и это не считая экспериментальных видеоработ, которые будут представлены в программе «Медиа Форум», и нескольких десятков короткометражных фильмов, заявленных в беспрецедентно полной ретроспективе американского киноавангарда 1893--1941 годов). Зрительское внимание неизбежно будет дробиться между многочисленными секциями и еще более многочисленными фильмами. Не пожалеть о потраченном времени и деньгах вам поможет предлагаемый путеводитель.
Полосу подготовил Алексей МЕДВЕДЕВ