|
|
N°185, 11 октября 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Мрачная картина
Цены на нефть настолько высоки, что невыгодны даже России
Прогнозы аналитиков-пессимистов, заявлявших, что цены на нефть могут в недалеком будущем достигнуть 100 долл. за баррель, постепенно становятся мрачной реальностью. Едва перейдя планку в 50 долл. за баррель, котировки стремительно рванули еще выше и теперь рекордными темпами приближаются к новым рубежам. В пятницу на бирже в Нью-Йорке цена барреля уже достигла 53,4 долл., так что вполне можно ожидать, что на этой неделе она преодолеет отметку в 55 долл. и почти вплотную приблизится к новой шокирующей цифре -- 60 долл. за баррель. При этом никто из экспертов даже и не намекает на возможность резкого снижения цен в будущем, более того, зимой спрос на энергоносители только увеличивается, а летом все ждут увеличения спроса на бензин. На большие объемы иракской нефти, которые теоретически могли бы сбить столь высокую стоимость сырья, рынок пока не рассчитывает.
Такие перспективы начинают вызывать серьезное беспокойство у российских чиновников. Выступая в пятницу на американо-российском инвестиционном симпозиуме в Вашингтоне, замминистра промышленности и энергетики Иван Матеров заявил: «Высокие цены на нефть не в наших интересах, особенно на уровне, превышающем 50 долл. за баррель. Мы заинтересованы, чтобы рынок пришел в нормальное состояние». Он отметил, что сложившаяся ситуация приведет к дальнейшему росту цен на бензин и дизельное топливо в России. А кроме того, рубль становится все крепче и крепче, экспорт однообразнее, а импорт разнообразнее, что нас совсем не устраивает, цитируют его информагентства.
Хотя добыча в России постоянно растет, что, безусловно, является хорошей новостью для мировых сырьевых рынков, в то же время одним из факторов, подталкивающих цены вверх, остается дело ЮКОСа -- западные трейдеры опасаются, что компания сократит поставки на мировой рынок. В компании еще в августе заявили, что снизили на 700 млн долл. объем капитальных вложений, что приведет к снижению прогнозируемого объема добычи по итогам года на 4 млн тонн (с 90 до 86 млн тонн).
Глава ОПЕК Пурномо Юсгианторо также считает, что дело ЮКОСа стало одним из факторов, влияющих на цены. В пятницу он отметил, что «рост обусловлен не фундаментальными причинами, такими, как, например, дефицит поставок нефти на мировые биржи, а геополитическими -- в частности, продолжающейся войной в Ираке, нестабильной ситуацией в нефтяной промышленности Нигерии (повстанцы снова угрожают наносить удары по инфраструктуре работающих в дельте реки Нигер нефтяных компаний. -- Ред.), а также неясностью положения крупнейшего российского нефтяного концерна ЮКОС». Кроме того, по его мнению, вверх цены толкает забастовка нефтяников в Норвегии, а также информация о низких запасах топлива в Америке -- прошедший в середине сентября ураган Ivan разрушил инфраструктуру на шельфе Мексиканского залива, где добыча снизилась на 30% и будет восстановлена в лучшем случае через полтора месяца.
Впрочем, в Венесуэле -- одном из самых влиятельных членов ОПЕК -- уверены, что цены на нефть «уже никогда не вернутся на прежний уровень». Такое мнение высказал глава государственной нефтяной компании Petroleos de Venezuela Али Родригес. «Я полагаю, что коридор ценообразования на нефть, который был принят на вооружение ОПЕК в 2000 году и составляет 22--28 долл. за баррель, теперь и в будущем имеет только теоретическое значение, ибо цены вряд ли когда-либо вернутся в эти рамки. Я не думаю, что в ближайшие месяцы цены на нефть упадут за 30-долларовую отметку. Но они и не поднимутся до 60 долл. за баррель», -- заявил он в субботу.
Впрочем, «60 долл. за баррель -- это не так уж невозможно», заявил агентству Bloomberg один из нефтяных аналитиков, менеджер ASK Raymond James Дхимант Шах. «Сейчас достигнут тонкий баланс между спросом и предложением, так что угроза даже небольшого сокращения поставок заставляет покупателей заказывать больше нефти», -- полагает он.
Денис РЕБРОВ