|
|
N°106, 20 июня 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Сядем все!
Ролану Дюма скучно одному за решеткой
За десять месяцев до новых президентских выборов во Франции дело о хищениях в особо крупных размерах в главном концерне Пятой республики -- нефтяной компании Elf Aquitaine -- начинает основательно раскачивать лодку власти. Ролан Дюма, в прошлом многолетний министр иностранных дел и экс-председатель Конституционного суда, приговоренный на днях к 30 месяцам тюрьмы (из них 24 условно), перешел в контратаку. Он дал интервью газете Le Figaro, в котором отметил, что в Елисейском дворце в пору правления его друга Франсуа Миттерана "существовала определенная практика, ради сокрытия которой сейчас власти не боятся найти козла отпущения, особенно когда он -- бывший министр... «Настоящие же скандальные дела остаются нетронутыми», -- говорится в интервью.
О чем же тут речь? Прежде всего, конечно, о самом "деле Elf". Говоря об астрономических суммах, прошедших как взятки во время приобретения Elf в 1992 году сети заправок и нефтеочистительного комбината в экс-ГДР, Ролан Дюма открыто утверждает, что "Миттеран лично подписался под всем проектом, в том числе, наверное, и под выплатой комиссионных". Cледствие уверено, что комиссионные пошли на избирательную кампанию канцлера ФРГ Гельмута Коля. "Миттеран мне часто говорил, -- вспоминает Ролан Дюма, -- что Европа будет строиться вокруг Франции и Германии и что он доверяет Колю... Все окружение Елисейского дворца было в курсе этого дела: мадам Гигу, месье Ведрин... И вообще, Elf считалась настоящей дойной коровой нашей республики".
Как известно, Элизабет Гигу, в ту пору министр-делегат по европейским делам, принадлежала к ближнему кругу Франсуа Миттерана и во время следствия по "делу Elf" возглавляла министерство юстиции. А Юбер Ведрин, являвшийся много лет государственным секретарем Елисейского дворца, и по сей день возглавляет МИД. Выходит, члены нынешнего кабинета, если и не причастны к скандальным делам недавнего прошлого, то по крайней мере покрывают истинных виновных. Именно на этом и настаивает Дюма: "Заинтересованные лица прекрасно понимают, что я знаю о них многое".
И это далеко не все. Любитель прекрасного пола и антиквариата, Ролан Дюма вспоминает о другом скандале -- так называемом "деле тайваньских фрегатов". Известная французская фирма Thomson с помощью мощного политического лоббирования в начале 90-х выиграла конкурс на поставку Тайваню партии военных кораблей, начиненных самой современной электронной техникой. Комиссионные -- как говорит месье Дюма -- исчислялись 500 млн долларов! По сложной схеме эти деньги просочились в офшорные зоны и в швейцарские банки. Как пишет швейцарская газета Die Sonntag Zeitung, 250 млн швейцарских франков из вышеуказанной суммы и сейчас лежат в банке Credit Suisse, который, не без оснований подозревая отмывку, наложил на эти деньги эмбарго. "Почему "дело фрегатов" оказалось вне внимания следствия? -- задается вопросом Ролан Дюма и сам отвечает. -- Эти комиссионные предназначались некоторым личностям -- политическим и другим, во Франции и не только, -- которые сейчас отнюдь не заинтересованы в раскрытии дела".
И мадам Гигу, возглавляющая сегодня министерство труда, и месье Ведрин, готовящий сейчас визит президента Жака Ширака в Москву, все намеки Дюма решительно отвергают. В интервью радиостанции RTL Юбер Ведрин заявил, как отрезал: "Я никогда не слышал ни о каких комиссионных до того, как о них заговорили в прессе". Не менее категорична и Элизабет Гигу, которая поспешила выпустить специальное министерское коммюнике, суть которого: "Не вижу. Не слышу. Не скажу"."Юстиция защищает тех, кто еще стоит на командных высотах", -- гнет свою линию месье Дюма.
Кирилл ПРИВАЛОВ, Париж